Сказки детсва! Мы знаем их наизусть с самого раннего возраста. А сколько раз мы рассказывали их своим детям, внукам. Но часто ли мы задумывались: когда и по какому поводу была эта сказка рассказана впервые? Думаю, не часто, если не никогда. Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!
Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа. Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К.Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.
Так о чем же хотел сказать автор "Курочки Рябы"? Может просто рассказать случай из ее жизни? А может что-то еще? По мнению русского академика РАН В.Н. Топорова, представленного в Электронной славянской энциклопедии сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, относится к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.
Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.
Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» – в русском языке обозначает древность событий, равную космической – звёздной. Поэтому star – букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.
Термин «Курочка» – орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.
Термин «Ряба» – образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных». Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба – от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно. Таким образом, Ряба – это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».
Яйцо – чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира – его начала и конца.
Термин «мышь» – древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mìš, род. п. míši, чеш., слвц. mуš, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mуš. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. müs- м. «мышь», нов.-перс. müš, греч. μυς м. «мышь, мышца», лат. müs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mûs – то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mösati, musati, musnäti «ворует».
От «мышь» произведено название Млечного пути – Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь – это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paûkšciu këlias, Paûkšciu tãkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt – то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных – *müs, собственно, «серая», – родственное словам муха, мох».
По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое – сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе – Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье – Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.
Последняя сущность Макоши – смерть – и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, – это конец периода (кода, эры и т.п.).
Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение – в виде простого яйца, то есть земной жизни. А вот мнение одного из современных авторов Игоря Ефремова. "Русская сказка непроста! Всегда попадает впросак тот, кто смотрит на неё, как на примитивное повествование для малышей. - Считает автор и призывает. - Думайте, друзья мои! И Истина непременно откроется вам!" И.Ефремов считает, что сказка про курочку имеет скрытый подтекст, который проясняет в построчных комментариях сказки. По его мнению, курочка Ряба, не блеставшая интеллектом, "снесла" яичко в скупку, за что и была наказана - "бита", бабкой и дедкой. А плакали бабка и дедка над наивной простотой курочки, возомнившей себя готовой к совершению самостоятельных финансовых сделок. Ну, что ж. Каждый имеет право на свое мнение. На мой взгляд, «Курочка Ряба» (в пересказе К.Д.Ушинского) – пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок. В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное – утешение курочки, что она снесет другое яичко, «не золотое – простое». Почему не золотое взамен разбитого? Парадокс!
Почему Ушинский выбрал именно этот абсурдный, парадоксальный, на взгляд разумного взрослого человека, вариант сказки? Почему именно этот вариант получил наибольшее распространение как в печати, так и устном пересказе? Какова мораль этой сказки? Максимально упрощенная трактовка «золотого яйца» как золота, богатства, буржуазности? Если взять во внимание, что Ушинский создал свою хрестоматию «Родное слово», в которой была напечатана эта сказка в его обработке для начальной школы, в которой учились, естественно, дети бедных людей, то логично, что можно усматривать смысл сказки в воспитании презрения к богатству: мол, надо довольствоваться малым.
Не всё так просто обстояло с этой сказкой в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. А.В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».
Примечание: ГУС – это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос – Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.
Вот мнение психологов. Сказка «Курочка ряба» говорит о том, что не нужно серьезно относиться к мелочным проблемам, что все разрешимо. Опять же, в первоначальном варианте сюжет не ограничился горькими слезами деда и бабки. Там говорилось еще и о том, что к их горю присоединилась вся деревня сосед за соседом. И вот только тогда добрая курочка Ряба, сообщила неугомонному рыдающему люду о том, что она запросто еще одно яичко снесет, еще и лучше предыдущего. Мораль тут глубока. Во-первых, массовое решение проблемы только усугубляет ее - ну плакали бы они вдвоем, курочка быстрее сообщила им о том, что проблема не велика; во-вторых, сначала нужно убедиться в том, что выхода нет, а, потом плакать.
Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:
1. И так, курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети, а сказка предназначана для них, не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Они принимают это, потому что в сказке всякое бывает.
2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. А с точки зрения ребёнка - дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку – золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Но это не всегда получается.
3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые и сами пытались разбить яйцо, вдруг плачут. Если они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка, у которого кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он и хотел сломать игрушку, но он хотел САМ это сделать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно и жалко игрушку.
4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, – скажет взрослый. А дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.
Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. Тексты сказки для чтения: русский, украинский и белорусский сюжеты
КУРОЧКА РЯБА. Читаем и рассматриваем картинки КУРОЧКА РЯБА. Сказка для чтения по слогам
КУРОЧКА РЯБА. Презентация по диафильму МАРШАК С. КУрочка Ряба и десять утят. Альтернативный вариант сказки Раскраски Курочка Ряба. Картинки для раскрашивания Курочка Ряба. Альбом для раскрашивания Аудиозаписи Курочка Ряба (аудиосказка) Про курочку Рябу (музыкальная сказка) 1
|