Мой сайт

Каталог файлов
Форма входа
Поиск
Меню
Категории
Читаю, перечитываю [11]
Комментарии к книгам, прочитанным недавно и перечитанным снова
Фантастика, фентези, сказки для взрослых [15]
Поэтическая гостиная [6]
Только то, что нравится и исключительно для души! К сожалению, я так не умею!
Нелегкие будни сыска [3]
Страницы истории [68]
Из журналов и газет [1]
Изба-читальня [30]
Здесь то, что можно просто прочитать.
Разное [8]
Календарь
Мой день
Мое время
.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 94
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Визитка
    Елена Нехведович

    Создайте свою визитку = позиция в рейтинге BestPersons.ru =
    Главная » Файлы » Домашняя библиотека » Фантастика, фентези, сказки для взрослых

    Фэнтези, которого мы не знаем: Истоки жанра (часть 1)
    [ ] 16.08.2009, 18:31


                                                 Эпиграф:

                                                 "Самое забавное в фэнтези то, что жанр фэнтезийного текста                                              

                                                 легко и непринужденно узнается по первым же строкам, но                                                

                                                 никто так до сих пор и не сумел дать четкое определение,                                                    

                                                 чем же этот жанр, собственно, является".

                                                  Лучшее определение фэнтези из существующих.

                                                                                                                  Автор неизвестен
    ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


    Вопрос "что считать фэнтези?" набил оскомину уже давно. После сотни академических (и не очень) исследований на данную тему очередная попытка ответить на него, ограничившись одним, даже самым филигранным разъяснением, смотрелась бы довольно странно. Ну, прибавится еще одно, пусть даже не самое среднее определение к паре сотен уже имеющихся — что изменится? 

    Берясь рассуждать о наиболее популярном из всех фантастических жанров, мы ставили перед собой другую цель — вникнуть в суть явления, заботясь не о четком описании деталей, а о понимании вопроса в целом. Звучит заумно? На деле все просто — мы будем говорить о жанре вообще. Как Маркс говорил "о буржуазии в целом", и как Ленин — об "искусстве в массы". 

    Если серьезно, понимание особенностей фэнтези невозможно без знакомства с историей происхождения жанра, его трансформацией на протяжении столетий (а может, и тысячелетий), с выходом за его рамки и возвращением обратно — короче, без подробного разбора. Его-то мы и начнем.

            


       Диалектические крайности

    В толковании фэнтези всегда присутствовали две весьма противоречивые крайности. По одной из них, фэнтези — жанр сказочный, и происхождением своим обязан именно мифологической (более ранней) и сказочной (более поздней) традиции. С другой стороны, типичный роман-фэнтези многое взял и от рыцарской, приключенческой прозы — это также невозможно отрицать. Вот и получается некоторая путаница: одни исследователи ставят во главе своих эссе мифосоставляющую, другие — романтико-приключенческий компонент. И что-то из произведений фэнтези в их типологию входит, а что-то нет. Появляются правила, исключения из правил — в общем, довольно много суеты.

       Можно, конечно, без зазрения совести упростить сие противоречие и сказать: мол, на скрещении этих двух жанрообразующих аспектов искомое фэнтези и живет. А чего такого особенного? Вон, музейные картины (все, кроме "Квадрата" Малевича) из разных красок состоят; или, например, всякий движущийся предмет имеет кинетическую энергию и потенциальную, они же его на две части не разламывают, соседствуют преспокойно.

    Да ничего особенного и нет в этом утверждении. Действительно, на скрещении, взаимодействии двух основных жанровых составляющих и развивается этот жанр. Упомянули мы об этом лишь потому, что некоторые авторы в своих исследованиях такого обобщения не делают, предпочитая обходиться только одной из подоснов фэнтези.

       Подход к определению

    Все же нам нужен какой-то отправной пункт для исследования, который, по крайней мере, в общих чертах опишет то, что мы тут собираемся исследовать. Поэтому — 

    Фэнтези — это поджанр фантастики, основой которого является повествование о вымышленном мире, в котором чудо является реальным, а мировой базис больше идеалистичен, чем рационален, и больше религиозен (чудесен, магичен), чем физичен.


    Это определение не бесспорно и не всеобъемлюще, но передает основную суть. Ведь главной чертой фэнтези является не антуражная "рыцарскость" и "квестовость", не меч и магия, а более общие вещи — тот базис, который отличает ее от science fiction или реалистической прозы. Во многом это вопрос мотивации персонажей, а не того, с бластером бегает герой или с копьем.

    Однако это определение, как и подавляющее большинство ему подобных, страдает одним существенным, хоть и малозаметным недостатком. Оно относится ко внутренним реалиям фэнтезийного текста, а не ко внешним. Поясню для сравнения: описывая телефон, мы можем сказать, что он состоит из таких-то деталей и имеет такие-то технические характеристики. Но все телефоны разные (конструкция первых "слуховых трубок" диаметрально отличается от схем современного мобильника), и четкое описание дать будет сложно. Однако любой человек, исследующий и описывающий телефон, в первую очередь обратит внимание не на его устройство, а на причины его появления, цель его существования и исполняемые им функции. Ведь телефон создан для того, чтобы люди могли говорить друг с другом на расстоянии, и в этом его суть. 


    Так же и фэнтези — мы можем бесконечно долго разбирать наличие или отсутствие того или иного элемента в том или ином конкретном романе (тогда как их тысячи, десятки тысяч, как и моделей телефонов), и не придем ни к общему мнению, ни к пониманию вопроса. Пока не зададимся целью описать причинно-следственную связь между тем, что нужно человеку, и появлением фэнтези как такового.

    Ведь всякий предмет или явление в нашем культурном пространстве появляется лишь тогда, когда они нужны нам, и конкретные черты их обусловлены теми нуждами, которые они в нас удовлетворяют. Так и с фэнтези — чтобы определить в точности, что же оно из себя представляет, мы должны понять, для чего оно нам нужно, почему мы жаждем читать именно его.


    Ольга Брилева, вплотную приблизившаяся к рассмотрению этого вопроса в своей статье "Фэнтези: метафизический поиск современного сознания", сказала, что "фэнтези — это компромисс, который отыскали между собой наше рациональное мышление и наша тоска по иррациональному". Говоря просто, нужны были викторианцам рыцарские романы, отражающие и воспитывающие их отношение к основным добродетелям, — они и вышли такие: идеалистические, романтические и героичные. Нужны были нашим, прозябающим в бытовых трудностях русско-советским читателям бесконечные опусы про красивую зарубежную жизнь — и стала популярной "Просто Мария" и "Санта-Барбара". А как захотелось почувствовать, что есть все же справедливость в этом насквозь коррумпированном государстве — пошли "Антикиллеры" с "Каменскими". 

    Так же и с фэнтези — встали в полный рост перед обществом умные и важные вопросы, на которые только оно могло ответить, проблемы, которые только фэнтези своим появлением может решить, — и началось бурное развитие. 

    Упс, скажете вы, это какие такие вопросы и проблемы суперважные? Подростковое "бегство от жизни" и желание всяких унылых задохликов ассоциировать себя с могучим Конаном да прекрасной Брунгильдой?.. Это ваши главные доводы в защиту того, что фэнтези, оказывается, литературный жанр?.. 


    Ну, прямо здесь, прямо сейчас я вам не отвечу. Давайте обо всем по порядку. Думаю, мы не зря с вами окунулись в причинно-следственное, ибо в дальнейшем это нам здорово поможет. Ясно же: правильное начало — половина дела.

       Жанровые этапы развития

    Безусловно ясно, что фэнтези как таковое — явление последнего столетия; это довольно молодой жанр. Мы вообще упоминаем об этом только потому, что одно время было модно относить к фэнтези античные, полуисторические индоевропейские хроники да всякие авторские и народные апокрифы к тем или иным мифологическим сказаниям. На наш взгляд это, мягко говоря, немного небрежно; мы и не относим. Так же и средневековая готика, особенно артуровские мифы — вроде бы чистой воды фэнтези (ну про сэра Гавейна и Зеленого рыцаря-то!) — но все же лишь представители других жанров, носящих очень похожие одежки. Вспомним про антураж и не будем считать, что любая романтическая история о рыцаре (пусть и с мистикой, и с магией), настолько же близка к фэнтези, насколько близок лимон к апельсину. Конечно, оба цитрусовые. Но попробуй съесть полкило этих — и тех! 

    Безусловно, фэнтези формировалось во множестве литературных (а до того повествовательных) канонов сразу. Все это его предвосхитители, прародители и предки, в общем, предтечи.

                                       Мифы, сказки и древний эпос -> читать далее


        По материалам журнала   "Мир фантастики и фэнтези"

    Категория: Фантастика, фентези, сказки для взрослых | Добавил: nehelena | Теги: истоки жанра фэнтэзи, что такое фэнтэзи
    Просмотров: 579 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/5 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz