Мой сайт

Каталог файлов
Форма входа
Поиск
Меню
Категории
Читаю, перечитываю [11]
Комментарии к книгам, прочитанным недавно и перечитанным снова
Фантастика, фентези, сказки для взрослых [15]
Поэтическая гостиная [6]
Только то, что нравится и исключительно для души! К сожалению, я так не умею!
Нелегкие будни сыска [3]
Страницы истории [68]
Из журналов и газет [1]
Изба-читальня [30]
Здесь то, что можно просто прочитать.
Разное [8]
Календарь
Мой день
Мое время
.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 94
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Визитка
    Елена Нехведович

    Создайте свою визитку = позиция в рейтинге BestPersons.ru =
    Главная » Файлы » Домашняя библиотека » Фантастика, фентези, сказки для взрослых

    Фэнтези, которого мы не знаем: Истоки жанра (часть 2)
    [ ] 16.08.2009, 19:16


        Жанровые этапы развития

    Безусловно ясно, что фэнтези как таковое — явление последнего столетия; это довольно молодой жанр. Мы вообще упоминаем об этом только потому, что одно время было модно относить к фэнтези античные, полуисторические индоевропейские хроники да всякие авторские и народные апокрифы к тем или иным мифологическим сказаниям. На наш взгляд это, мягко говоря, немного небрежно; мы и не относим. Так же и средневековая готика, особенно артуровские мифы — вроде бы чистой воды фэнтези (ну про сэра Гавейна и Зеленого рыцаря-то!) — но все же лишь представители других жанров, носящих очень похожие одежки. Вспомним про антураж и не будем считать, что любая романтическая история о рыцаре (пусть и с мистикой, и с магией), настолько же близка к фэнтези, насколько близок лимон к апельсину. Конечно, оба цитрусовые. Но попробуй съесть полкило этих — и тех! 

    Безусловно, фэнтези формировалось во множестве литературных (а до того повествовательных) канонов сразу. Все это его предвосхитители, прародители и предки, в общем, предтечи.

       Мифы и сказки (Прародитель №1)

    Ну да, никто не отрицает, что, как точно заметил Сапковский, "основным истоком фэнтези является мифология".

    Но почему?! Греция, Скандинавия, славянские мифоэпосы, кельтские сказания и, наконец, британский артуровский цикл — почему они так тесно взаимосвязаны с фэнтези? Почему писатели оной, начиная с Говарда и Лавкрафта, Толкина и его современников, заканчивая подавляющим большинством нынешних трудяг, столь настойчиво используют сложившиеся стереотипы — великанов из Эдды, эльфов из холмов, героев из Камелота, гоблинов и ведьм из сказок Братьев Гримм?.. Соответствие этих архетипичных образов любому современному произведению даже глубже, чем кажется: стоит начать подробный разбор и анализ любого фэнтези-текста, на поверхности окажется тот или иной народный, мифологический канон. Ну почему в конечном итоге Йеннифэр оказалась горбатой, скажите мне, точно такой же горбатой, как Баба-Яга? Потому что Сапковский, в отличие от большинства авторов, подобные вещи чувствует и понимает?..

    Наверное, потому, что истоки каждого из этих персонажей и образов очень уж глубокие, а сами они очень устоявшиеся. Конечно, мифы и сказки складывались тысячелетиями, следовали все тому же принципу нужности, выражали все те же животрепещущие, насущные проблемы и вопросы — а потому, укоренившись в интернационально-массовом сознании, стоят там теперь навроде вросших в землю огромных каменных столбов. Попробуй раскачай да свали!

            

       Гильгамеш, Камелот и русские сказки — явления одного порядка.

    Неоткуда браться новым архетипам, они формируются медленно. И удел автора современной фантастики — манипулировать имеющимися, составляя из них разнообразные композиции, а также интерпретировать классические образы по своему усмотрению. Стругацкие отлично делали это в фантастике (а с образами фэнтези непосредственно в "Сказке от Тройке"). Авторы D&D-книг и их неканонические последователи (вроде Перумова, также раскладывающего все виды магии и монстров по отдельным полочкам) сформировали огромный и очень систематичный пласт литературы (возможно, не такой высокой художественной ценности). Роулинг прекрасно справляется с этой же трудностью, переворачивая сей сложившийся пласт сверху вниз за ногу, — в общем, развлекается каждый, как может.

            

       Древний эпос (Прародитель №2)

    Конечно, в предтечи фэнтези можно записывать авторские тексты большой культурной значимости: в первую очередь "Илиаду" и "Одиссею" Гомера. Правда, с Гомером есть некоторая путаница. Ну кто скажет, что роман о путешествии Одиссея, написанный современным сценаристом и поставленный Кончаловским в виде телевизионного фильма из нескольких серий, — не фэнтези? Да фэнтези, типичное фэнтези. Но вот первоисточник — нет. Эпос это. Есть, конечно, фэнтезийные эпосы (например, "Властелин Колец"), но это уже лингвистическая уловка. Ведь в первую очередь романы Толкина — фэнтези, а не эпос. Как молот из бронзы в первую очередь молот, а не слиток бронзы.

    Древние культуры породили основные характеристики нынешнего фэнтези (квестовость, героичность, магическое и божественное начала). Характеристики оставались незыблемыми, в то время как литература развивалась. В период с X века до н.э. по IX-XII века н.э. использование литературы как таковой было более исследовательским и научным, нежели художественным. Мало кто предпочитал тратить драгоценные бумагу (папирус, пергамент), чернила и редкую грамотность на написание каких-то фантастических или даже реалистических виршей. Предпочтение отдавалось записи родов, свадеб и смертей в церковно-приходских книгах, а также записи законов на тех или иных материалах, от камня и глины до кож и золотых пластин.

           

     Главный эпос в истории человечества — "Илиада".

    Подтверждая высказанную выше мысль о функциональной сути всякого явления, мы можем смело утверждать, что по большей части в указанный период литература развивалась слабо, уступив место бытовой, исследовательской, научной грамотности. Конечно, это не значит, что, например, в VI-VII веке н.э. весь мир поголовно был антилитературен. При том же Юстиниане не одни законы, знамо дело, писались; куда уж константинопольской аристократии без скабрезных зарисовок и стишков. Опять же, культурно развитый Восток в любой момент мог похвастать изысканными и бесконечными свитками стихов — танка и хокку, касыд и рубаи, четверостиший и поэм. 

    Но все же новый виток в развитии литературы, угасшей было после падения великих государств и культур, начался только в эпоху развитого феодализма. Удовлетворив основные потребности бытового и законодательного характера, человечество приступило к насыщению культурной сферы, которая в области литературы практически пустовала. 

    Да, развитие и усиление христианства, несомненно, сильно сказалось на литературе. Опять же, в первейшем почете у церкви были научные и псевдонаучные труды на разные темы (вспомните библиотеку в "Имени розы" Умберто Эко), но и литературные жанры начинали потихоньку оживать и развиваться.

                                     << -- Начало   |   От рыцарства до классики -- >>  


        По материалам журнала   "Мир фантастики и фэнтези"

    Категория: Фантастика, фентези, сказки для взрослых | Добавил: nehelena | Теги: история возникновения жанра фэнтези, истоки фэнтэзи
    Просмотров: 459 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz