Мой сайт

Каталог файлов
Форма входа
Поиск
Меню
Категории
Читаю, перечитываю [11]
Комментарии к книгам, прочитанным недавно и перечитанным снова
Фантастика, фентези, сказки для взрослых [15]
Поэтическая гостиная [6]
Только то, что нравится и исключительно для души! К сожалению, я так не умею!
Нелегкие будни сыска [3]
Страницы истории [68]
Из журналов и газет [1]
Изба-читальня [30]
Здесь то, что можно просто прочитать.
Разное [8]
Календарь
Мой день
Мое время
.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 97
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Визитка
    Елена Нехведович

    Создайте свою визитку = позиция в рейтинге BestPersons.ru =
    Главная » Файлы » Домашняя библиотека » Фантастика, фентези, сказки для взрослых

    Фэнтези, которого мы не знаем: Истоки жанра (часть 3)
    [ ] 16.08.2009, 19:55


    Рыцарский и готический роман (Прародитель №3) 

       

       Х. Уолпол, мастер готики.

    Сформировавшийся к XIV-XVI векам, рыцарский роман прочно вошел в обиход и может считаться первым проявлением литературизации нравов и культур Европы после античных трудов. Тут даже объяснять ничего не надо — и так понятно, что жанровый рыцарский роман, выросший из артурианы в морально воспитывающий и вместе с тем приключенческий жанр, оказал на фэнтези большое значение. "Тристан и Изольда", "Ивейн и Гавейн", "Неистовый Роланд" и другие рыцарские романы ознаменовали собой приход романтики в литературу, а романтика по своей атмосфере безусловно причастна к появлению фэнтези. Рыцарский роман стал прототипом для более поздних произведений, таких как "Дон Кихот" и "Айвенго". 

    А в то же самое время совсем рядом, переплетаясь с рыцарским, формировался готический роман — всякие ужасы и проклятия, мистика в полный рост, религиозная и идейная составляющая. Можно упростить механизм и с улыбкой сравнить эти два жанра с "формированием воинствующей и магической частей фэнтези". 

    Известнейшие образцы жанра в культурном смысле крайне содержательны. "Итальянец" и "Удольфские таинства" А. Радклифа, "Мельмот-Скиталец" Ч. Мэтьюрина, "Замок Отранто" X. Уолпола, "Монах" М. Льюиса — если вы не читали эти произведения, прочтите хотя бы одно из них обязательно!


                 

       "Тристан и Изольда" — пожалуй, самый знаменитый рыцарский роман.


    Шло время, рыцари сменялись буржуа или более утонченными аристократическими сэрами да эсквайрами, мир расширялся, как детский двор для ребенка, — и рыцарский роман, отслуживший свое человечеству, перерос в роман более смелый, более широкий и разнообразный в смысле антуража, более поражающий и увлекающий читателя.

       Приключенческий жанр (Прародитель №4) 


    Приключенческая традиция повлияла на формирование фэнтези во всей полноте. Охотники за сокровищами и скальпами, ковбои и наемники, доблестные первопроходцы и ученые всех мастей, просто пираты и благородные пираты... Унаследовав пылкую страсть к благородным действиям, вроде спасения капитана Гранта или безжалостно истребляемых ацтеков, герои приключений, как и рыцари, боролись со злом во всех его проявлениях. Они занимались тем же, чем и все человечество — покоряли нашу планету от Африки и Новой Зеландии до снежных вершин Гималаев. 

    Вершинами жанра приключений являются романы Майна Рида, Жюля Верна, Дюма, представлять которые нет надобности. Отметим лишь, что Жюль Верн — один из немногих авторов, сумевших на редкость удачно сочетать в своем творчестве оба жанра — приключенческий и фантастический.


    С развитием технического и общественного прогресса литература шла вперед, повинуясь велению времени, и неуклонно развивалась в сторону фантастики, способной открыть человечеству горизонты шире любых предыдущих жанров. В одних странах, где жизнь и общественный распорядок были четкими и ясными, это выражалось громкими романами вроде "Капитана Немо" или "Полета из пушки на Луну" — текстами чисто технического и приключенческого характера. В матушке-России, где уникальные культура и социум боролись всю жизнь против собственных воровства, глупости и разгильдяйства, при этом отстаивая и развивая высшие, непререкаемые духовные ценности, сформировалось отдельное и неповторимое подворье "фантастики в исполнении классиков".  

            

       Ж. Верн, патриарх приключенческого жанра.


       Классика с фантастическими мотивами (Прародитель №5) 


    Гоголь и Толстой, Брюсов и Гумилев с его потрясающим видением образов, которым лишь столетие спустя предстояло сформироваться в мировой фэнтези, позже Булгаков и Набоков — все в той или иной степени обращались к фантастике в рамках фантасмагории, абсурда или мистики. Но в отличие от того же Эдгара По, целостный взгляд которого на нуар во многом предопределил формирование нуара в фантастике (весьма повлияв на Брэдбери с Кингом), наши классики отображали в фантастике в первую очередь совершенно нефантастические вещи.

       

       Классик русской фантастики

    В то время как Жюль Верн и Герберт Уэллс фантазировали о технике и технологии, русские писатели задумывались, вторя представителям европейского романтизма и духовной литературе, прежде всего о душе. Однако нельзя сказать, что от этого их творения "менее фантастичны". Просто им элемент фантастического не помешал сказать о главном, а главное не помешало сказать о фантастическом. 

                                                 * * *

    Итак, мы с вами, подобно падающей из прошлого в будущее комете, проследили, как мифология, внедренная в массовое сознание тысяч поколений, влияла на формирование более поздних жанров. Как приключенческий жанр трансформировался в фантастический, и как другая сторона его (связанная с мифологией и сказкой) некоторое время развивалась несколько заторможенно, а потом переросла в фантастику (прежде всего научную). 

    Как эта научная фантастика развивалась сама по себе и как из нее сформировался отдельный и четкий жанр фэнтези, мы будем думать в дальнейшем. 

    Исследовав и описав всех основных предтеч и предшественников, мы остановились как раз перед рождением фэнтези. О нем, его ответвлениях и поджанрах, спорных моментах, выдающихся достижениях и провалах, а также о перспективах его развития в будущем мы поговорим в одном из следующих номеров.

         << -- Мифы, сказки и древний эпос |   Отцы-основатели современной сказки -- >>




        По материалам журнала   "Мир фантастики и фэнтези"

    Категория: Фантастика, фентези, сказки для взрослых | Добавил: nehelena | Теги: история возникновения стиля фэнтези, истоки фэнтэзи
    Просмотров: 894 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/4 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz