Рыцарский и готический роман (Прародитель №3)
Х. Уолпол, мастер готики.
Сформировавшийся к XIV-XVI векам, рыцарский роман прочно вошел в обиход и может считаться первым проявлением литературизации нравов и культур Европы после античных трудов. Тут даже объяснять ничего не надо — и так понятно, что жанровый рыцарский роман, выросший из артурианы в морально воспитывающий и вместе с тем приключенческий жанр, оказал на фэнтези большое значение. "Тристан и Изольда", "Ивейн и Гавейн", "Неистовый Роланд" и другие рыцарские романы ознаменовали собой приход романтики в литературу, а романтика по своей атмосфере безусловно причастна к появлению фэнтези. Рыцарский роман стал прототипом для более поздних произведений, таких как "Дон Кихот" и "Айвенго".
А в то же самое время совсем рядом, переплетаясь с рыцарским, формировался готический роман — всякие ужасы и проклятия, мистика в полный рост, религиозная и идейная составляющая. Можно упростить механизм и с улыбкой сравнить эти два жанра с "формированием воинствующей и магической частей фэнтези".
Известнейшие образцы жанра в культурном смысле крайне содержательны. "Итальянец" и "Удольфские таинства" А. Радклифа, "Мельмот-Скиталец" Ч. Мэтьюрина, "Замок Отранто" X. Уолпола, "Монах" М. Льюиса — если вы не читали эти произведения, прочтите хотя бы одно из них обязательно!
"Тристан и Изольда" — пожалуй, самый знаменитый рыцарский роман. Шло время, рыцари сменялись буржуа или более утонченными аристократическими сэрами да эсквайрами, мир расширялся, как детский двор для ребенка, — и рыцарский роман, отслуживший свое человечеству, перерос в роман более смелый, более широкий и разнообразный в смысле антуража, более поражающий и увлекающий читателя.
Приключенческий жанр (Прародитель №4) Приключенческая традиция повлияла на формирование фэнтези во всей полноте. Охотники за сокровищами и скальпами, ковбои и наемники, доблестные первопроходцы и ученые всех мастей, просто пираты и благородные пираты... Унаследовав пылкую страсть к благородным действиям, вроде спасения капитана Гранта или безжалостно истребляемых ацтеков, герои приключений, как и рыцари, боролись со злом во всех его проявлениях. Они занимались тем же, чем и все человечество — покоряли нашу планету от Африки и Новой Зеландии до снежных вершин Гималаев.
Вершинами жанра приключений являются романы Майна Рида, Жюля Верна, Дюма, представлять которые нет надобности. Отметим лишь, что Жюль Верн — один из немногих авторов, сумевших на редкость удачно сочетать в своем творчестве оба жанра — приключенческий и фантастический.
С развитием технического и общественного прогресса литература шла вперед, повинуясь велению времени, и неуклонно развивалась в сторону фантастики, способной открыть человечеству горизонты шире любых предыдущих жанров. В одних странах, где жизнь и общественный распорядок были четкими и ясными, это выражалось громкими романами вроде "Капитана Немо" или "Полета из пушки на Луну" — текстами чисто технического и приключенческого характера. В матушке-России, где уникальные культура и социум боролись всю жизнь против собственных воровства, глупости и разгильдяйства, при этом отстаивая и развивая высшие, непререкаемые духовные ценности, сформировалось отдельное и неповторимое подворье "фантастики в исполнении классиков".
Ж. Верн, патриарх приключенческого жанра. Классика с фантастическими мотивами (Прародитель №5)
Гоголь и Толстой, Брюсов и Гумилев с его потрясающим видением образов, которым лишь столетие спустя предстояло сформироваться в мировой фэнтези, позже Булгаков и Набоков — все в той или иной степени обращались к фантастике в рамках фантасмагории, абсурда или мистики. Но в отличие от того же Эдгара По, целостный взгляд которого на нуар во многом предопределил формирование нуара в фантастике (весьма повлияв на Брэдбери с Кингом), наши классики отображали в фантастике в первую очередь совершенно нефантастические вещи.
Классик русской фантастики
В то время как Жюль Верн и Герберт Уэллс фантазировали о технике и технологии, русские писатели задумывались, вторя представителям европейского романтизма и духовной литературе, прежде всего о душе. Однако нельзя сказать, что от этого их творения "менее фантастичны". Просто им элемент фантастического не помешал сказать о главном, а главное не помешало сказать о фантастическом.
* * *
Итак, мы с вами, подобно падающей из прошлого в будущее комете, проследили, как мифология, внедренная в массовое сознание тысяч поколений, влияла на формирование более поздних жанров. Как приключенческий жанр трансформировался в фантастический, и как другая сторона его (связанная с мифологией и сказкой) некоторое время развивалась несколько заторможенно, а потом переросла в фантастику (прежде всего научную).
Как эта научная фантастика развивалась сама по себе и как из нее сформировался отдельный и четкий жанр фэнтези, мы будем думать в дальнейшем.
Исследовав и описав всех основных предтеч и предшественников, мы остановились как раз перед рождением фэнтези. О нем, его ответвлениях и поджанрах, спорных моментах, выдающихся достижениях и провалах, а также о перспективах его развития в будущем мы поговорим в одном из следующих номеров. << -- Мифы, сказки и древний эпос | Отцы-основатели современной сказки -- >>
По материалам журнала "Мир фантастики и фэнтези"
|