Мой сайт

Каталог файлов
Форма входа
Поиск
Меню
Категории
Читаю, перечитываю [11]
Комментарии к книгам, прочитанным недавно и перечитанным снова
Фантастика, фентези, сказки для взрослых [15]
Поэтическая гостиная [6]
Только то, что нравится и исключительно для души! К сожалению, я так не умею!
Нелегкие будни сыска [3]
Страницы истории [68]
Из журналов и газет [1]
Изба-читальня [30]
Здесь то, что можно просто прочитать.
Разное [8]
Календарь
Мой день
Мое время
.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 94
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Визитка
    Елена Нехведович

    Создайте свою визитку = позиция в рейтинге BestPersons.ru =
    Главная » Файлы » Домашняя библиотека » Страницы истории

    Мусский И.А. 100 великих мыслителей
    [ ] 28.08.2010, 12:40

       

    Издательство: Москва, ВЕЧЕ

    Год: 2009

    Страниц: 576

    Формат: doc

    Размер: 930 кб

    Еще в глубокой древности лучшие умы человечества обращались к поискам первоначала мироздания, стремились открыть тайны природы, установить ее законы. Шло время, одна эпоха сменяла другую, постепенно усложнялась организация человеческого общества. Мыслители, философы-«любомудры» все больше думали, говорили, писали о нравственных началах человека, об идеях социальной справедливости и свободы для всех, о лучшем устройстве государства, о мире культуры и зигзагах истории. От Будды, Пифагора и Конфуция до Маркса, Достоевского и Сартра — таков путь Разума и Чувства на планете Земля.

    ВВЕДЕНИЕ

    В этой книге представлены биографии и воззрения ста крупнейших мыслителей всех эпох.

    Истоки философской мысли следует искать в глубокой древности. В Китае, ещё в VI веке до Р.X. были известны два мыслителя, влияние которых чувствуется и в наше время: Конфуций и Лао-цзы. В Индии в VI–V веках до Р.X. жил Сиддхартха Гаутама (Будда), основатель одного из самых влиятельных религиозных учений. Первым же европейским философом принято считать Фалеса из Милета (VII–VI веках до Р.X.). Фалес и другие милетцы, не веря мифам, обращались к поискам первоначала мироздания. Мыслитель считал, что всё происходит из воды. Центральная фигура древнегреческой науки — Пифагор, основатель мистико-научного и религиозно-философского братства. Одна из легенд, возможно, являющаяся истиной, приписывает ему изобретение понятия «философия» («любовь к мудрости»). Пифагорейцы подразумевали под философствованием поиски в сфере мудрости, открытие тайн природы, установление её законов.

    Вершиной древнегреческой философии стали имена Сократа, Платона, Аристотеля. Выше Аристотеля во времена античности философия уже не поднималась.

    Упадок Эллады обозначился ещё при жизни Аристотеля. С ростом могущества Рима в средиземноморской цивилизации появился новый эпицентр культурных притяжений. Римский стоицизм — особенный памятник философии нравственности античных времен. Его представители (Сенека, Марк Аврелий и др.) провозглашали идеи социальной справедливости и свободы для всех. Культура средневековой Европы подпитывалась византийскими и арабскими традициями. Арабский аристотелизм IX–XIII веков (Аверроэс, Авиценна, Аль-Фараби) стимулировал еще бедную западную мысль и способствовал возникновению философско-религиозной схоластики в центре европейской католическо-теологической учености. Отцом схоластики принято считать Иоанна Скота Эриугену, жившего в IX веке. Само слово «схоластика» связано с тем, что философия в средневековой Европе изучалась преимущественно в монастырях. «Схоластика» означает «школьная». Ее виднейшими представителями были Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Уильям Оккам.

    XIV–XVI века в истории Европы — начало нового периода ее развития — гуманизма. Появляются все более значительные концепции и учения в сфере социальной философии. Выдающиеся мыслители той поры — Николай Кузанский, Джордано Бруно, Эразм Роттердамский и другие «титаны мысли и действия». В это же время Никколо Макиавелли развил национально-государственную версию политического антиморализма. Макиавелли фактически является родоначальником моральной политической философии не только Возрождения, но и Нового времени.

    В начале XVII века лицо эпохи постепенно начинает определять наука, и с этого периода ее авторитет вытесняет на периферию культурного пространства авторитет и притязание религии

    Философия Нового времени возникла благодаря разрыву со схоластическим и идеалистическо-метафизическим философствованием. Символы этого разрыва — Френсис Бэкон и Рене Декарт. Философия должна была ответить на лавину новых знаний. Властители дум новой эпохи — эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта, пантеизм Спинозы и сенсуализм Локка, субъективизм Беркли и скептицизм Юма

    В XVIII веке появилось идейное, литературное, а также философское и научное направление — «Просвещение». Именно тогда была поставлена задача просветить народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков. Политический мыслитель этой эпохи Томас Гоббс уделил внимание теории государства, построенного на идее естественного права и общественного договора. Если не ограничить власть и не контролировать ее систему, она способна в исторической перспективе привести человечество к деградации Спасение — в законодательном обеспечении естественных прав человека. Не один Гоббс, но и Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители XVIII века выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения естественного права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье.

    Еще один выдающийся мыслитель европейского Просвещения Жан Жак Руссо — философский романтик и революционный демократ, отец многих философских, политических и поэтических романтиков. Руссо пытался доказать, что вместе с прогрессом культуры идет падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философски-научную форму, заглушают голос природы и разума.

    Непосредственным продолжением французского Просвещения с его критикой существующих порядков явился французский утопический социализм Фурье и Сен-Симона.

    С середины XVIII века происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Например, у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу, а с другой — человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенного нетелесной душой. Представители немецкой классики — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах — впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры.

    Век XIX — век философов и революционеров. На философском небосклоне сияет целое созвездие. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Наиболее влиятельный среди них — Маркс, чье учение остается актуальным и по сей день.

    В этом же веке появились первые философские произведения, повествующие о «метафизическом страхе» Европейские иррационалисты XIX века — Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон отвергают разумность бытия. Но если мир неразумен, то в нем никакого положительного начала — истины, добра, справедливости. Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей в XX веке.

    Другим влиятельным направлением философии этого времени был позитивизм. Его основатель Конт призывал исключить из науки все метафизическое, мистическое, мифическое. Его учение развили впоследствии Милль и Спенсер.

    В философию XX века прочно вошло представление, что человеческое сознание не является свободным, способным познать истину мира. Сознание управляется подсознательными, гораздо более мощными, чем сознание, силами биологического или социально-биологического порядка. Такова известная теория австрийского психиатра Фрейда, его многочисленных последователей (Юнг и др.).

    В Америке завоевывает господствующие позиции в области философии прагматическое направление. Один из основателей прагматизма Пирс считал, что истинно все то, что помогает человеку решать свою проблему и достигать успеха.

    Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора, которая освобождает человека от всякой целостности, обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом».

    Русская оригинальная философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев прошел через Канта к оправданию мистического христианства. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов Бердяев продолжил мистически-утопическую линию Соловьева. Эти идеи нашли свое отражение в философии фактически последних русских классических философов Лосева и Франка.

     

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ

    ФАЛЕС ИЗ МИЛЕТА . (ок. 625 или 640 — ок. 547 или 545 до н. э.)

    СИДДХАРТХА ГАУТАМА (БУДДА) . (623–544 до н. э.)

    ЛАО-ЦЗЫ (ЛИ ЭР) . (род 604 до н. э.)

    ПИФАГОР САМОССКИЙ . (ок. 570–500 до н. э.)

    КОНФУЦИЙ . (551(552)-479 до н. э.)

    ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ . (ок. 544–483 до н. э.)

    АНАКСАГОР ИЗ КЛАЗОМЕН . (ок. 500–428 до н. э.)

    МО-ЦЗЫ (МО ДИ) . (ок. 480–400 до н. э.)

    СОКРАТ . (ок. 469–399 до н. э.)

    ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР . (ок. 470 или 460 — примерно 360 до н. э.)

    ПЛАТОН . (428 или 427–348 или 347 до н. э.)

    АРИСТОТЕЛЬ . (384–322 до н. э.)

    ЧЖУАН-ЦЗЫ . (ЧЖУАН ЧЖОУ) . (ок. 369–286 до н. э.)

    ЭПИКУР . (341–270 до н. э.)

    СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ . (ок. 4 до н. э. — 65)

    МАРК АВРЕЛИЙ . (121–180)

    ПЛОТИН . (ок. 204/205–269/270)

    БОЭЦИЙ АНИЦИЙ МАНЛИЙ СЕВЕРИН . (ок. 480–524)

    АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) . (354–430)

    ШАНКАРА . (ок. 788–820)

    ИОАНН СКОТТ ЭРИУГЕНА . (ок. 810 — ок 877)

    АБУ-НАСР ИБН МУХАММЕД АЛЬ-ФАРАБИ . (870–950)

    АВИЦЕННА (ИБН СИНА) . (ок. 980–1037)

    АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ . (1033–1109)

    АБУ ХАМИД МУХАММАД ИБН МУХАММЕД АЛЬ-ГАЗАЛИ . (1059–1111)

    ПЬЕР ПАЛЕ АБЕЛЯР . (1079–1142)

    АВЕРРОЭС (ИБН РУШД) . (1126–1198)

    ФОМА АКВИНСКИЙ . (1225 или 1226–1274)

    УИЛЬЯМ ОККАМ . (ок. 1285 — ок. 1350)

    НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ . (1401–1464)

    НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ . (1469–1527)

    ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ . (1466/1469–1536)

    МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ . (1533–1592)

    ДЖОРДАНО БРУНО . (1548–1600)

    ФРЭНСИС БЭКОН . (1561–1626)

    ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА . (1568–1639)

    ТОМАС ГОББС . (1588–1679)

    РЕНЕ ДЕКАРТ . (КАРТЕЗИЙ) . (1596–1650)

    БЛЕЗ ПАСКАЛЬ . (1623–1662)

    ДЖОН ЛОКК . (1632–1704)

    БЕНЕДИКТ (БАРУХ) СПИНОЗА . (1632–1677)

    ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ . (1646–1716)

    ДЖАМБАТТИСТА ВИКО . (1668–1744)

    ДЖОРДЖ БЕРКЛИ . (1685–1753)

    ШАРЛЬ ЛУИ МОНТЕСКЬЕ . (1689–1755)

    МАРИ ФРАНСУА ВОЛЬТЕР . (1694–1778)

    ЖЮЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ . (1709–1751)

    ДЭВИД ЮМ . (1711–1776)

    ЖАН ЖАК РУССО (1712–1778)

    ДЕНИ ДИДРО(1713–1784)

    ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ ГОЛЬБАХ . (1723–1789)

    ИММАНУИЛ КАНТ . (1724–1804)

    ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ . (1749–1832)

    КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА СЕН-СИМОН . (1760–1825)

    ФРАНСУА-МАРИ-ШАРЛЬ ФУРЬЕ . (1772–1937)

    ИОГАНН ГОТЛИБ ФИХТЕ . (1762–1814)

    ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ . (1770–1831)

    ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ . (1775–1854)

    АРТУР ШОПЕНГАУЭР . (1788–1860)

    ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ . (1794–1856)

    ОГЮСТ КОНТ . (1798–1857)

    ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ . (1804–1872)

    АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ . (1804–1860)

    ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ . (1806–1873)

    СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (КИРКЕГОР) . (1813–1855)

    КАРЛ МАРКС . (1818–1883)

    ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР(1820–1903)

    ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ . (1821–1881)

    НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ФЕДОРОВ . (1829–1903)

    РАМАКРИШНА (ГАДАДХАР ЧАТТЕРДЖИ) . (1836–1886)

    ЧАРЛЗ САНДЕРС ПИРС . (1839–1914)

    ФРИДРИХ НИЦШЕ . (1844–1900)

    ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ . (1853–1900)

    ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ . (1856–1919)

    АНРИ БЕРГСОН . (1853–1941)

    ЗИГМУНД ФРЕЙД . (1856–1939)

    ДЖОН ДЬЮИ . (1859–1952)

    СВАМИ ВИВЕКАНАНДА . (1863–1902)

    ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ . (1863–1945)

    ЛЕВ ИСААКОВИЧ ШЕСТОВ . (1866–1938)

    НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ ЛОССКИЙ . (1870–1965)

    СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ . (1871–1944)

    АУРОБИНДО ГХОШ . (1872–1950)

    БЕРТРАН РАССЕЛ . (1872–1970)

    НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ . (1874–1948)

    ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ . (1875–1961)

    АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР . (1875–1965)

    СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ ФРАНК . (1877–1950)

    ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР . (1880–1936)

    ЛЕВ ПЛАТОНОВИЧ КАРСАВИН . (1882–1952)

    ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ . (1882–1937)

    ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН . (1883–1954)

    ОРТЕГА-И-ГАССЕТ ХОСЕ . (1883–1955)

    КАРЛ ЯСПЕРС . (1883–1969)

    ЛЮДВИГ ИОСИФ ИОГАНН ВИТГЕНШТЕЙН . (1889–1951)

    МАРТИН ХАЙДЕГГЕР . (1889–1978)

    АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ ЛОСЕВ . (1893–1988)

    ЭРИХ ФРОММ . (1900–1980)

    ЖАН-ПОЛЬ САРТР . (1905–1980)

    МИШЕЛЬ ФУКО . (1926–1984)

    ЛИТЕРАТУРА

    Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru

    Категория: Страницы истории | Добавил: nehelena | Теги: скачать бесплатно Мусский И.А. 100
    Просмотров: 1147 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz