Издательство: Москва, ВЕЧЕ
Год: 2007
Формат: doc
Размер: 3,87 мб
Страниц: 383
На всем протяжении истории человечества музыка составляла
существенную часть жизни людей. Начиная с древних времен, она является таким видом
искусства, которое оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека.
«Музыка — самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех видов
искусств», — так писал Г. Берлиоз. О самых великих композиторах в истории
человечества — повествует книга из серии «100 великих».
Введение
Вряд ли найдется другой такой вид искусства, оказывающий
столь большое эмоциональное воздействие на человека Сила музыки, по словам
русского композитора А. Н. Серова, в том, что она «дополняет поэзию,
досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить Это свойство
музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу. Она —
непосредственный язык души». Изобретение музыки нельзя приписать никому, также
как нельзя приписать кому-либо изобретение речи. С древнейших времен человеку
была присуща потребность выражать свои чувства в песне. Еще в Древней Греции
музыка сопровождала праздники, звучала на театральных представлениях, помогала
трудиться. Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах.
Каждый век рождал замечательных музыкантов — кумиров своего
времени, и трудно среди них выбрать достойнейших из достойных. Ведь восприятие
всякого искусства, даже сложившегося в отдаленные эпохи, неотделимо от
современного образа мышления. Это, безусловно, относится и к музыке.
Можно привести немало примеров, когда творчество того или
композитора оказывалось не оцененным по достоинству при его жизни. Часто
случалось и так, что, казалось, навсегда забытая музыка снова являлась к
слушателю во всем блеске, заставляя размышлять и удивляться, как же могло
случиться, что она была предана забвению. На протяжении двух столетий музыка
Палестрины оценивалась как архаизм. И вдруг вагнеровское поколение обнаружило
неведомые их предшественникам художественные ценности. 11 мая 1829 года
Мендельсон сыграл баховские «Страсти по Матфею» и вдохнул в музыку великого
немца вторую жизнь.
Как показали исследования, для 9999 слушателей из 10 000 вся
музыка — это как раз сто композиторов и пятьсот произведений. Составив рейтинг
популярности композиторов классической музыки, исследователи получили
интересную картину. Им удалось определить, что половина всего времени звучания
принадлежит лишь четырнадцати композиторам — Моцарту, Бетховену, Баху, Вагнеру,
Брамсу, Шуберту, Генделю, Чайковскому, Верди, Гайдну, Шуману, Шопену, Листу,
Мендельсону-Бартольди. А тридцать пять композиторов — все они вошли в данное
издание — занимают три четверти музыки по времени звучания на радио и
телевидении. Едва не попал в это число и Густав Малер. Его творчество — яркое
подтверждение изменчивости музыкального вкуса. Еще в 1958 году можно было
прочесть такое «Произведения Малера некогда в полном смысле слова потрясли мир,
но теперь, почти через 50 лет после его преждевременной смерти, его симфонии,
за исключением Первой и Второй, можно услышать редко». Сейчас место Малера на
музыкальном Олимпе не подлежит обсуждению. Известно, и популярность музыки
Моцарта в свое время не могла идти ни в какое сравнение с известностью опер
Сальери, что сегодня кажется невероятным. Однако вряд ли стоит два столетия
спустя впадать в другую крайность и не отдать должное таланту последнего.
Надо отметить и тот факт, что многие произведения авторов
XV–XVIII веков не дошли до нас, и можно лишь полагаться на оценку их
современников. Так, пропали произведения Монтеверди, Вивальди, Шютца и многих
других.
Нет, нельзя лишь опираться единственно на критерий
сегодняшней популярности музыки композитора. Музыка развивается по своим
законам, и нельзя не отдать должное их первооткрывателям, тем, кто оказали
принципиальное влияние на прогресс в этом виде искусства, являлись создателями
новых направлений или обобщали определенный период в его развитии. Пусть
сегодня произведения того же Шютца звучат не так часто, как музыка Баха, но
надо помнить, что без Шютца, его творчества, не состоялся бы и великий
полифонист. В свою очередь, и у Шютца есть предшественники, без которых он не
мог бы стать «отцом новой немецкой музыки».
Эта книга — мини-энциклопедия, рассказ о музыкантах,
обогативших сокровищницу мировой культуры шедеврами, приводящими в восторг
своей нестареющей и неисчерпаемой красотой поколения людей со времени
Ренессанса до наших дней, об их радостях и горестях, творческих муках, эпохе, в
которую они творили. Однако вольно или невольно она стала и своеобразным
учебником истории музыки. Можно проследить, например, пути развития оперы и
симфонии. Или увидеть эволюцию русской музыки на протяжении почти трех веков.
Музыка как многовековое могучее дерево с крепкими корнями.
На нем постоянно появляются новые побеги, но лишь время определяет, какие из
них дадут мощную крону, а какие высохнут и отомрут. Нам остается только гадать,
какая музыка будет популярна в новом тысячелетии, кто из современных
композиторов станет классиком новой эпохи.
Оглавление
Введение
Жоскен Депре . (1450–1521)
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина . (1525–1594)
Клаудио Монтеверди . (1567–1643)
Генрих Шютц . (1585–1672)
Жан Батист Люлли . (1632–1687)
Генри Пёрселл . (1658–1695)
Арканджело Корелли . (1653–1713)
Антонио Вивальди . (1678–1741)
Жан Филипп Рамо . (1683–1764)
Георг Гендель . (1685–1759)
Доменико Скарлатти . (1685–1757)
Иоганн Себастьян Бах . (1685–1750)
Кристоф Виллибальд Глюк . (1713–1787)
Йозеф Гайдн . (1732–1809)
Антонио Сальери . (1750–1825)
Дмитрий Степанович Бортнянский . (1751–1825)
Вольфганг Амадей Моцарт . (1756–1791)
Людвиг Ван Бетховен . (1770–1826)
Иоганн Непомук Гуммель . (1778–1837)
Николло Паганини . (1782–1840)
Джакомо Мейербер . (1791–1864)
Карл Мария фон Вебер . (1786–1826)
Джоаккино Россини . (1792–1868)
Франц Шуберт . (1797–1828)
Гаэтано Доницетти . (1797–1848)
Винченцо Беллини . (1801–1835)
Гектор Берлиоз . (1803–1869)
Михаил Иванович Глинка . (1804–1857)
Феликс Мендельсон-Бартольди . (1809–1847)
Фридерик Шопен . (1810–1849)
Роберт Шуман . (1810–1856)
Александр Сергеевич Даргомыжский . (1813–1869)
Ференц Лист . (1811–1886)
Рихард Вагнер . (1813–1883)
Джузеппе Верди . (1813–1901)
Шарль Гуно . (1818–1893)
Станислав Монюшко . (1819–1872)
Жак Оффенбах . (1819–1880)
Александр Николаевич Серов . (1820–1871)
Сезар Франк . (1822–1890)
Бедржих Сметана . (1824–1884)
Антон Брукнер . (1824–1896)
Иоганн Штраус . (1825–1899)
Антон Григорьевич Рубинштейн . (1829–1894)
Иоганнес Брамс . (1833–1897)
Александр Порфирьевич Бородин . (1833–1887)
Камиль Сен-Санс . (1835–1921)
Лео Делиб . (1836–1891)
Милий Алексеевич Балакирев . (1837–1910)
Жорж Бизе . (1838–1875)
Модест Петрович Мусоргский . (1839–1881)
Петр Ильич Чайковский . (1840–1893)
Антонин Дворжак . (1841–1904)
Жюль Массне . (1842–1912)
Эдвард Григ . (1843–1907)
Николай Андреевич Римский-Корсаков . (1844–1908)
Габриель Форе . (1845–1924)
Леош Яначек . (1854–1928)
Анатолий Константинович Лядов . (1855–1914)
Сергей Иванович Танееев . (1856–1915)
Руджеро Леонкавалло . (1857–1919)
Джакомо Пуччини . (1858–1924)
Гуго Вольф . (1860–1903)
Густав Малер . (1860–1911)
Клод Дебюсси . (1862–1918)
Рихард Штраус . (1864–1949)
Александр Тихонович Гречанинов . (1864–1956)
Александр Константинович Глазунов . (1865–1936)
Ян Сибелиус . (1865–1957)
Франц Легар . (1870–1945)
Александр Николаевич Скрябин . (1872–1915)
Сергей Васильевич Рахманинов . (1873–1943)
Арнольд Шёнберг . (1874–1951)
Морис Равель . (1875–1937)
Николай Карлович Метнер . (1880–1951)
Бела Барток . (1881–1945)
Николай Яковлевич Мясковский . (1881–1950)
Игорь Федорович Стравинский . (1882–1971)
Антон Веберн . (1883–1945)
Имре Кальман . (1882–1953)
Альбан Берг . (1885–1935)
Сергей Сергеевич Прокофьев . (1891–1953)
Артур Онеггер . (1892–1955)
Дариюс Мийо . (1892–1974)
Карл Орф . (1895–1982)
Пауль Хиндемит . (1895–1963)
Джордж Гершвин . (1898–1937)
Исаак Осипович Дунаевский . (1900–1955)
Арам Ильич Хачатурян . (1903–1978)
Дмитрий Дмитриевич Шостакович . (1906–1975)
Тихон Николаевич Хренников . (род. в 1913 году)
Бенджамин Бриттен . (1913–1976)
Георгий Васильевич Свиридов . (1915–1998)
Леонард Бернстайн . (1918–1990)
Родион Константинович Щедрин . (род. в 1932 году)
Кшиштоф Пендерецкий . (род. в 1933 году)
Альфред Гариевич Шнитке . (1934–1998)
Боб Дилан . (род. в 1941 году)
Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)
Стинг . (род. в 1951 году)
Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru
|