Матроскин – самый популярный персонаж мультфильма, снятого по произведению Эдуарда Успенского. Он умен, хозяйственен, и именно в его уста вложено большинство фраз, ставших впоследствии крылатыми.
Рождение персонажа
Любопытно, что у кота Матроскина оказалось сразу несколько прототипов.
Прототип №1. Книжный Писатель Эдуард Успенский писал Матроскина со своего приятеля Анатолия Тараскина, работавшего тогда в киножурнале «Фитиль». Первоначально кота и должны были звать «Кот Тараскин». О своей задумке писатель, конечно же, рассказал самому Тараскину. «Я пишу кота, он хозяйственный, умный, работящий - я пишу его с тебя. Я ему дал твою фамилию…», - поведал он в одном из телефонных разговоров. Тараскину эта идея по душе не пришлась, так что кота пришлось срочно переименовать в Матроскина. По словам Успенского, Тараскин потом сожалел, что не поделился фамилией.
Прототип №2. Мультяшный Что говорить, мультипликационный Матроскин по популярности во много раз превзошел книжного героя. Мульфильм растащили на цитаты не только благодаря выдающемуся сценарию, но и благодаря актерам, чьими голосами говорили герои. По словам Олега Табакова, озвучившего кота Матроскина, на тот момент в его жизни были два «человеческих аналога» кота: старший сын Антон и отец первой жены Иван Иванович Крылов. «Вместе они и дали этот симбиоз кота Матроскина», - рассказал он в одном из интервью.
Как рисовали Матроскина
Наверное, все замечали, что от мультфильма к мультфильму персонажи менялись. Причина тому – смена художников-постановщиков.
В первой серии («Трое из Простоквашино», 1978) художниками-постановщиками были Николай Ерыкалов и Левон Хачатрян. Хачатрян рисовал человеческих персонажей, а Ерыкалов Кота, Шарика, Корову и Гаврюшу.
В ходе работы над мультфильмом был момент, когда Хачатрян предлагал животных одеть, но режиссер Владимир Попов возражал, что не знает, куда девать их хвосты. Так кот Матроскин остался без одежды.
Кадр из мультфильма «Трое из Простоквашино», 1978
Когда зашла речь о съемках продолжения, Владимир Попов пригласил в картину вместо Николая Ерыкалова Аркадия Шера. По словам последнего, причина была в том, что во время работы над первой серией Ерыкалов затянул подготовительный период.
Шеру разрешили перерисовать всех персонажей на свой лад.
Кадр из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», 1980
Шер говорил, что видел персонажей Успенского совсем другими, но так как существовала первая серия, то ему пришлось придерживаться уже известных зрителям типажей. Однако и от второй к третьей серии персонажи менялись: так кот стал толще и обзавелся шапкой с помпоном.
Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино», 1984
Однако, несмотря на смену художников, каждая новая серия «Простоквашино» встречалась зрителями с восторгом. Персонажи фильма становятся героями анекдотов, им устанавливают памятники, а многочисленные создатели борются за патенты на их образы, превратившиеся в бренды.
Источник: http://blackmile.ru |