Мой сайт

Каталог статей
Форма входа
Поиск
Меню
Категории
Поделки [26]
Работа с бумагой [36]
Работа с тканью [19]
Вышивка [6]
Вышивка бисером [4]
Вышивка гладью [4]
Вышивка крестиком [133]
Вязание [0]
Вязание крючком [69]
Вязание спицами [14]
Ниткография,изонить [9]
Календарь
Мой день
Мое время
.
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 97
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Визитка
    Елена Нехведович

    Создайте свою визитку = позиция в рейтинге BestPersons.ru =
    Главная » Статьи » Рукодельница » Работа с бумагой

    Г. Федотов. Силуэты

    В сумерках деревья, крыши домов, строительные краны, заводские трубы на фоне закатного неба теряют объем и цвет, становятся плоскими и почти черными. То же самое происходит с фигурами человека и животных, если они находятся против света — наши глаза видят лишь темные пятна, ограниченные четким контуром.

    Еще в глубокой древности это явление обратило на себя внимание художников. Об этом свидетельствуют наскальные росписи бушменов, изображающие сцены охоты. Вазы и амфоры древних греков украшены теневыми фигурами людей.
    В Древнем Китае с изобретением бумаги возникло искусство вырезания из нее всевозможных фигурок и орнаментов, которое распространилось во многих странах Азии. В XVIII веке это искусство из Китая было завезено во Францию и здесь получило нынешнее свое название по имени Этьена Силуэта, в прошлом министра, который, выйдя в отставку, занялся вырезанием из черной бумаги портретов и фигурок.

    Относител ьная простота и оригинальность техникой силуэта привлекли к себе внимание художников — и профессионалов и любителей. Возникла своеобразная мода на силуэтные портреты.
    Вскоре эта мода пересекла границы многих европейских стран. В Петербург из Парижа приехал знаменитый силуэтист Сидо. Здесь он в короткое время выполнил множество портретных силуэтов Екатерины II, членов царской фамилии и придворных. Своим искусством Сидо увлек аристократию. Для многих вырезание силуэтов стало любимым развлечением.

    Но, как известно, мода быстро проходит — на смену старым увлечениям пришли новые. Искусство силуэта постепенно стало монополией бродячих художников, которые зарабатывали на пропитание, за небольшую плату вырезая силуэтные портреты всех желающих. Несколько беглых взглядов на профиль позирующего человека — и из-под ножниц, словно по волшебству, появлялось силуэтное изображение головы. Зрители с изумлением узнавали профиль позировавшего человека.

    Позднее искусство силуэта возродилось в талантливых работах русских и иностранных художников. Одним из первых сложные много фигурные силуэты стал вырезать немецкий художник А. Коневка. В России крупным мастером силуэта был художник Ф. Толстой. С ювелирной тонкостью он вырезал сложнейшие композиции, в которых изображались эпизоды Отечественной войны 1812 года, сцены из крестьянской жизни. Большой вклад в искусство силуэта внесли художники более позднего времени — Г. Нарбут, Е. Кругликова, Н. Ильин. Декоративность силуэтов Г. Нарбута привлекла внимание мастеров Государственного фарфорового завода, «и они использовали некоторые его силуэты для декорирования фарфоровой посуды.

    В народном искусстве силуэты из бумаги прежде всего служили декоративным целям. Из бумаги создавались сложные кружевные орнаменты, предназначенные для украшения крестьянской избы. Они имели самые разнообразные формы: прямоугольные, квадратные, круглые, в виде дерева или звезды. Нередко в них включали изображения человека и животных. Искусством вырезания из бумаги славились крестьяне Белоруссии, Западной Украины и Литвы. В Польше этот вид крестьянского декоративного искусства сохранился до сих пор. Бумажные узоры, называемые выцинанками, украшают квартиры горожан, Дворцы культуры, клубы.

    Излюбленная тема бумажных силуэтов жителей Севера нашей страны эвенков — изображение оленей и деревьев. Повадки этих животных изучены народными мастерами настолько, что силуэты передают не только внешний вид животного, но и различные движения. Здесь и бегущий олень, и стоящий в позе угрозы, и отдыхающий.

    Основной инструмент, применяемый для вырезания силуэтов, — ножницы. Но ножницами вырезают только там, где это доступно, в основном внешние контуры силуэта. Внутренние контуры вырезают скальпелем, а очень мелкие детали — остро заточенным ланцетом. Для пробивания мелких кружков в орнаменте иногда используют металлические трубочки различных диаметров с заточенными с одной стороны кромками.

    При вырезании под бумагу подкладывают дощечку из мягкой древесины — на твердой скальпель и ланцет быстро затупятся и будут не прорезать, а рвать бумагу. Если нет дощечки из мягкого дерева, наклейте на любую доску кусок плотного картона.
    Для вырезания подойдет любая достаточно плотная бумага различного цвета. Глубокий насыщенный черный цвет имеет светонепроницаемая бумага, применяемая в фотографии. Очень удобна гуммированная бумага — вырезанный из такой бумаги силуэт легко наклеить на фон, слегка смочив водой.

    Для начала попробуйте вырезать из цветной бумаги простейший орнамент. Он строится на основе раппорта — повторяющейся части орнамента. На нашем рисунке вы видите нарисованные красными линиями раппорты для узора в квадрате -и в круге. Для получения орнамента в квадрате раппорт должен повториться четыре раза, а для орнамента в круге — два раза. Орнамент в квадрате надо вырезать так: согните квадратный лист бумаги по диагоналям. На одной стороне сложенного вчетверо листа нарисуйте контуры раппорта. Раппорты могут быть любой сложности, все зависит от вашей фантазии. По линиям раппорта вырежьте вначале ножницами внешние контуры, затем скальпелем внутренние. Прорезая одновременно все четыре слоя бумаги, вы получите прорезанные рисунки во всех четырех частях орнамента.

    Работа над сюжетными силуэтами требует навыков в рисовании. Основой таких силуэтов должны быть наброски и зарисовки с натуры, а также рисунки, выполненные по представлению. Вырезать силуэты можно только после того, как будет разработан эскиз. Вначале это может быть рисунок не очень сложного пейзажа. Затем задачу можно усложнять, вводя в рисунки фигуры людей и животных, располагая их на плоскости так, чтобы они не заслоняли друг друга. Для каждой фигуры или предмета старайтесь найти такой угол зрения, при котором средствами силуэта были бы наиболее выразительно выявлены все их особенности. Например, летящую птицу выгоднее рисовать сверху, а сидящую — в профиль. Конечно, есть предметы, которые почти не поддаются силуэтному изображению, но есть и такие, которые можно назвать «силуэтогеничными» — это чугунные решетки ворот и мостов, ажурные конструкции портовых и строительных кранов, деревья и многое другое.
    Надо помнить, что художественный язык силуэта предельно прост и лаконичен. Нужно отбрасывать в сторону все лишнее и второстепенное, сосредоточивая внимание лишь на самом главном и существенном. В этой недосказанности заключается большая притягательная сила силуэта.


    Журнал Юный техник.



    Источник: http://domovenok.kz
    Категория: Работа с бумагой | Добавил: nehelena (07.10.2010)
    Просмотров: 9867 | Теги: силуэты из бумаги, вырезывание из бумаги | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]



    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz