Великий поток
Трудно выстроить единую лестницу, выбрать единый алгоритм для построения системы — поджанры и направления фэнтези довольно различны. Мы поступим последовательно: разделим их по основным видам и расскажем о каждом из них.
Героическое фэнтези
Героическое фэнтези считается наиболее примитивным и простым. По нему в большинстве случаев судит обыватель, со всем многообразием фэнтези не знакомый. Конечно, виной тому огромное количество поделок на всех языках, заполняющих прилавки. Однако, во-первых, героическое фэнтези сыграло свою роль в привлечении огромной массы читателей к жанру в целом. Во-вторых, и в этом виде беллетристики встречаются вполне интересные и достойные произведения — как, например, в космической опере.
Пожалуй, это Карл Эдвард Вагнер, Лин Картер и Фриц Лейбер со своей "Сагой о Фафхрде и Сером Мышелове". Наиболее известным и "классическим" автором является Андре Нортон, известная как "бабушка фэнтези" — ведь первые книги она начала выпускать одновременно со Спрэг де Кампом, а последние были изданы совсем недавно.
Андре Нортон Лично я назвал бы лучшим произведением героического фэнтези любой из трех романов Майкла Муркока — "Повелители Мечей", "Рунный Посох" или "Хроники Эльрика". Про Муркока вообще нельзя не сказать отдельно. Находясь в 60-70-х годах на гребне уже означенного вала фэнтезийной макулатуры, он умудрился поднять "новую волну", став наиболее значительным автором этого направления. В своих романах он спаял воедино бесконечные битвы и приключения (типичный признак героического фэнтези) с нечеткой, но явно прослеживающейся атмосферой религии Космоса. Муркок в своих книгах коснулся Бесконечности, и позволяет прикасаться к ней нам с вами.
К сожалению, язык Муркока весьма труден для перевода, поскольку кроме действия вмещает в себя подтекст из сатиры, юмора и глубокого эстетизма. Потому, возможно, не сделано ни одного в самом деле достойного перевода его произведений.
Эпическое фэнтези
В жанре эпики писал очень популярный в Америке Терри Брукс, "Шаннара" которого является едва ли не полным слепком со Средиземья и вообще с "Властелина Колец". Правда, гораздо менее литературным слепком, чем сам оригинал.
Значительным вкладом в этот поджанр можно назвать серию Роджера Желязны "Хроники Амбера" — хотя творчество Желязны далеко не ограничивается героическим, эпическим и вообще одним только фэнтези.
Поистине выдающимися автором является Урсула Ле Гуин со своим "Земноморьем", получившая все мыслимые и немыслимые премии в области фантастики, но достойная, возможно, и общелитературной премии. Все происходящее в ее романах является символичным и значимым. Сведенным в единую систему, целостным.
Из современных авторов (в основном, американцев) стоит упомянуть Тэда Уильямса с серией "Память, горе и тернии" и Рэймонда Фэйста с "Хрониками Мидкемии" (о его творчестве читайте далее в журнале). "Колесо Времени" Роберта Джордана было признано наиболее популярным фантастическим произведением 90-х годов в США. Нельзя не назвать Дэвида Эддингса с сериями "Эления", "Белгариад", "Маллореон" и, конечно, Джорджа Мартина с его "Играми Престолов". Все эти авторы обладают индивидуальностью и внесли в развитие фэнтези что-то свое. По сути, на каждого из них приходится по своему золотому руднику.
Мифологическое фэнтези
Фэнтези, построенное на мифологическом материале, несколько отстоит от основного потока. Оно пронизано особыми красками. Читая его, мы оказываемся где-то там, в Волшебной стране, о которой так мечтал Мелкин и кузнец из Большого Вуттона.
К этому поджанру можно причислить лучшие романы Пола Андерсона ("Три сердца, три льва", "Дети Морского Царя"). Очень важным для фэнтези в целом являются "Король былого и грядущего", дилогия об Артуре Теренса Х. Уайта. Свое место здесь занимают стилистически завершенные "Хроники Мерлина" Мэри Стюарт, а так же серия Мэрион Циммер Брэдли "Туманы Авалона" и романы Керолайн Черри (например, "Эльфийский камень сна"). В принципе, сюда же можно отнести трогательный роман Питера Бигля "Последний единорог".
Мери Стюарт Нетрудно заметить, что основу жанра составили женщины-писательницы. Может быть, владение древними хрониками недоступно большинству мужчин, и написание настоящего мифологического фэнтези сродни проведению ведьмовских ритуалов?.. Юмористическое фэнтези
Конечно, как и в любом другом жанре, в fantasy развивается юмористический аспект, эксплуатирующий широкие возможности стереотипов и рамок жанра.
Первым автором юмористического фэнтези был уже знакомый нам Спрэг де Камп, который, оказывается, не только магов с помощью Конана умел в окрошку крошить, но еще и надо всем этим смеяться. "Дипломированный чародей", написанный в соавторстве с Ф. Преттом, и "Башня гоблинов" обессмертили имя Спрэг де Кампа.
Эстафетную палочку у него перенял Пирс Энтони, в 70-х годах написавший фантастический цикл "Ксанф", над которым рыдала от смеха вся Америка. Следующим столпом юмора в фэнтези стал Роберт Асприн со своим великолепным "МИФ’ом", а последний гранд этого направления — Терри Пратчетт, известный по 20 с лишним томам "Плоского мира".
В общем-то, в фэнтези есть над чем смеяться и что пародировать. Но чисто пародийные произведения вроде "Тошнит от Колец" не снискали особой славы и популярности, в отличие от забавных авторских миров.
Подробнее о юмористическом фэнтези написано в отдельной статье в этом же номере "Мира фантастики".
Псевдонаучные миры фэнтези
Не очень большой, но интересный пласт фэнтези можно охарактеризовать как псевдонаучный. В мирах авторов книг этого пласта магия и привычное фэнтезийное мироустройство переплетаются с техническим развитием. Однако никаких сомнений в жанровой принадлежности при этом не возникает.
Примерами таких романов могут служить классическая "Операция Хаос" Пола Андерсона, серия "Драконы Перна" Энн Маккэффри, многотомный сериал Роберта Сильверберга "Маджипур".
Последние выдающиеся представители жанра — это Джин Вулф с потрясающе многослойным циклом "Книга нового Солнца" и Майкл Суэнвик с захватывающим романом "Дочь железного дракона", в котором сплелись и мифологические образы древних культур, и техногенные достижения современной цивилизации.
Синтез фэнтезийного антуража и техногенной структуры мира дает возможность переосмыслить все, что мы думали и знали о фэнтези.
Заключение
Что ж, положение фэнтези в современном мире весьма неоднозначно. С одной стороны, большинство золота гор Волшебной страны вроде бы выкачано и воплощено в различные произведения искусства. Тот же Сапковский переименовал горы в Серые и настаивает на том, что в них никакого золота давно уже нет. Мол, банальщина и штампы одни. То же самое пишут многие отечественные критики (правда, в основном об отечественном фэнтези).
С другой стороны, два мощнейших раскручиваемых бренда — "Властелин Колец" и "Гарри Поттер" — поднимают весь жанр на новую высоту. Причем, что примечательно, произведение Толкина делает это уже во второй раз.
Поэтому предсказать, что сейчас ожидает наше вроде бы разработанное, перепаханное вдоль и поперек поле, на самом деле очень трудно. Можно и нужно начать разговор о том, как перекликаются fantasy и игровая индустрия, какие нововведения уже существуют, какие перспективы ждут нас впереди — но это разговор отдельный.
В этой статье мы не рассматривали еще одну золотую жилу fantasy — а именно, нашу русскую, родимую.
Что ж, о нем мы поговорим потом. Ибо Генри Лайон Олди, Ник Перумов, Марина и Сергей Дяченко, да и многие другие достойны отдельной статьи. Но это уже другая история, и мы расскажем ее в другой раз. Самобытные и великие
Существуют, конечно, авторы и произведения, не попавшие в составленную нами классификацию. Не потому, что их трудно "распределять", а потому, что они самобытны настолько, что распределять их никуда не хочется.
Мы скажем лишь о двоих, на наш взгляд, наиболее выдающихся. Это Глен Кук с "Черным Отрядом" и Сапковский с циклом о Ведьмаке.
Оба автора пишут в жесткой и реалистичной манере. Миры обоих радикально отличаются, равно как и герои, и производимое романами впечатление. Оба они настолько талантливы, что завладевают душой читателя надолго и всерьез. Конечно, оба достойны отдельного обсуждения — впрочем, как и все авторы других поджанров.
Замечу, что, проделав эту работу по систематизации, посмотрев на то, сколько авторов осталось неупомянутыми в ней, начинаешь понимать, насколько обширен и серьезен жанр. Называй его бульварным чтивом или великой философской идеей, глубина фэнтезийного океана не изменится.
Г.Кук и А.Сапковский.
<< -- Отцы-основатели современной сказки !
По материалам журнала "Мир фантастики и фэнтези"
|