Трудно выстроить единую лестницу, выбрать единый алгоритм для построения системы — поджанры и направления фэнтези довольно различны. Мы поступим последовательно: разделим их по основным видам и расскажем о каждом из них.
Мы продолжаем исследование жанра fantasy, начатое в предыдущих статьях. Побывав в стародавних временах и познакомившись с источниками и предтечами, мы наконец-то переходим к самому фэнтези. Конечно, в одной журнальной статье невозможно раскрыть все многообразие жанра — но мы расскажем о наиболее значительных и выдающихся авторах и произведениях. И, главное, проследим эволюцию жанра, от истоков к современности, и с уверенностью скажем, чем же фэнтези является на сегодняшний день.
"Самое забавное в фэнтези то, что жанр фэнтезийного текста легко и непринужденно узнается по первым же строкам, но никто так до сих пор и не сумел дать четкое определение, чем же этот жанр, собственно, является".
Сформировавшийся к XIV-XVI векам, рыцарский роман прочно вошел в обиход и может считаться первым проявлением литературизации нравов и культур Европы после античных трудов. Тут даже объяснять ничего не надо — и так понятно, что жанровый рыцарский роман, выросший из артурианы в морально воспитывающий и вместе с тем приключенческий жанр, оказал на фэнтези большое значение.
Приключенческая традиция так же повлияла на формирование фэнтези во всей полноте. Охотники за сокровищами и скальпами, ковбои и наемники, доблестные первопроходцы и ученые всех мастей, просто пираты и благородные пираты...
Безусловно ясно, что фэнтези как таковое — явление последнего столетия; это довольно молодой жанр. Мы вообще упоминаем об этом только потому, что одно время было модно относить к фэнтези античные, полуисторические индоевропейские хроники да всякие авторские и народные апокрифы к тем или иным мифологическим сказаниям. На наш взгляд это, мягко говоря, немного небрежно; мы и не относим. Так же и средневековая готика, особенно артуровские мифы — вроде бы чистой воды фэнтези (ну про сэра Гавейна и Зеленого рыцаря-то!) — но все же лишь представители других жанров, носящих очень похожие одежки. Вспомним про антураж и не будем считать, что любая романтическая история о рыцаре (пусть и с мистикой, и с магией), настолько же близка к фэнтези, насколько близок лимон к апельсину. Конечно, оба цитрусовые. Но попробуй съесть полкило этих — и тех!
Безусловно, фэнтези формировалось во множестве литературных (а до того повествовательных) канонов сразу. Все это его предвосхитители, прародители и предки, в общем, предтечи.
Вопрос "что считать фэнтези?" набил оскомину уже давно. После сотни академических (и не очень) исследований на данную тему очередная попытка ответить на него, ограничившись одним, даже самым филигранным разъяснением, смотрелась бы довольно странно. Ну, прибавится еще одно, пусть даже не самое среднее определение к паре сотен уже имеющихся - что изменится?.
Павел Вячеславович Молитвин — известный российский писатель. Живет в Санкт-Перербурге. Первая публикация Павла, роман «Дорога дорог» (в последствии — «Полуденный мир») вышла под псевдонимом Игорь Мороз.
Один из авторов проекта «Мир Волкодава» (романы «Спутники Волкодава», «Путь Эвриха», «Ветер удачи», «Тень императора»). Причем, к «Волкодаву» он присоединился первым, написав роман «Спутники Волкодава» (а точнее, сборник из трех повестей) о том, что было «до».