Издательство:
Москва, ВЕЧЕ
Год: 2003
Страниц: 253
Формат: doc
Размер: 372 кб
Серию «100 великих» продолжает книга «100 великих наград»,
которая в увлекательной форме рассказывает о возникновении наград в античном
мире, в Средние века, о духовно-рыцарских орденах, светских орденах России,
Англии, Франции, Германии и других стран Европы, Азии, Америки на протяжении
многих веков. Читатель узнает о таких орденах, как Иерусалимский орден Святого
Гроба Господня, английский орден Подвязки, польский орден Белого Орла, орден Александра
Невского, орден Святого Стефана, французский орден Почетного легиона,
болгарский орден Святых Кирилла и Мефодия, о таких известных премиях, как
Нобелевская, Гонкуровская, Пулитцеровская, о высших наградах Советского
государства и России.
Книга не претендует на роль универсального справочника, в
котором были бы собраны сведения обо всех орденах, когда-либо существовавших,
об их статутах, правилах ношения и другие подробности. Она послужит
своеобразным пособием для любознательных и пытливых читателей, которые смогут
получить из нее ответы на ряд своих вопросов.
Вступление
С древнейших времен люди старались как-то выделить и
отличить героя. Награды за службу существовали всегда и везде, и форма их была
разнообразной до бесконечности. Но многообразие знаков отличия сложилось
гораздо позднее, а на первых порах, когда общество представляло род, семью или
племя, разнообразия наград за заслуги на различных поприщах деятельности еще не
было. Но уже тогда орлиные перья, ожерелья из зубов хищников, отливающие
перламутром раковины, поднятые с морского дна, были не только украшением, но и
свидетельством мужества их владельца, его храбрости и ловкости. Награды издавна
становились материализованной формой поощрения и свидетельствовали о признании
заслуг как отдельного человека, так и целой группы людей. Таким образом,
традиция награждения восходит к самому раннему, еще до образования государств,
периоду развития человеческой цивилизации.
Впоследствии, например в Древнем Египте, устраивались
специальные церемонии, на которых чествовали победителей. Фараон стал одаривать
золотом храбрецов, отличившихся во время освободительных войн и завоевания
Сирии. Потом обычай этот укоренился, и почетные награды стали получать и
штатские лица. Иногда вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце
собирали многих удостоенных милости фараона. Когда они выходили из дома,
облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи
выстраивались рядом, чтобы приветствовать счастливцев. Во дворце фараона их
ждали награды и подарки, а особо отличившимся фараон сам сообщал о повышении в
должности и затем бросал с балкона золотые чаши и ожерелья. Военачальники
подхватывали на лету эти драгоценные подарки и вешали на шею награжденному
иногда по три-четыре ожерелья сразу.
В Риме на запыленной груди легионера можно было видеть
сверкающую на солнце фалеру. На ней часто изображалась голова какого-либо
божества, тоже свидетельствовавшая о храбрости и отваге воина. А императоры
Византии, со времен Константина Великого, устанавливали кавалерственные
товарищества под покровительством Святого Георгия.
В трудах армянского историка М. Хоренаци (V в.) есть такая
запись:
«Арташес I, получив царскую власть, жалует также Аргуму,
мужу храброму и знаменитому, обещанное второе место, а также венец, усыпанный
яхонтами, пару серег для ушей, красную обувь, право есть золотой ложкой и
вилкой и пить из золотых чаш. Такие же милости он оказывает и кормильцу своему
Сумбату, кроме пары серег и красной обуви».
Давно известно, что народы Закавказья почитали обувь
священной. Согласно древним народным сказаниям, «нога и обувь» придавали
человеку силу, ловкость и быстроту. Поэтому в форме ноги или сапога часто
делали сосуды, украшения, подвески, подставки для светильников и этим предметам
поклонялись. Из письменных источников известно, что обувь была символом
могущества верховной власти, и если кто-то носил ту же обувь, что и сам царь,
то его предавали смерти. Только царь мог преподнести в качестве награды часть
своего царского одеяния или милостиво разрешить носить ее своему приближенному.
Таким образом, награды в древности были самые разные. Слово
«орден» раньше имело совсем не то значение, какое мы вкладываем в него сегодня.
Оно произошло от латинского слова «ordo», что означает «организация, отряд». В
эпоху крестовых походов «орденами» назывались монашеские и рыцарские братства,
члены которых соблюдали свой собственный устав, носили одинаковую одежду и
особые, только им принадлежащие знаки — кресты, мечи, щиты разного цвета и
формы. Ордены крестоносцев прославились благодаря своему вкладу в борьбу за
Святую землю, а также благодаря своим аскетическим обетам бедности, покорности
и чистоты.
Но после крестовых походов рыцарско-монашеские ордены
утратили характер воинских братств и в большинстве своем превратились в
благотворительные общины, посвятив себя работе на пользу больных и бедных.
Однако в странах Европы оказались и довольно многочисленные объединения,
которые военное дело продолжали считать одним из видов своей деятельности.
Рыцари-дворяне стали искать покровительства у европейских монархов и герцогов,
отдавая на службу им свои меч. В Европе стали учреждаться ордены на светских началах
и под покровительством государей, но для светских орденов и братств война
никогда не была единственной и главной целью. Главой таких орденов становился
властелин, который сам мог посвящать в его члены людей, имевших заслуги лично
перед ним. Вступающие в такие ордены рыцари были обычными светскими людьми,
после вступления в орден они продолжали вести привычную и вполне светскую
жизнь. И подчинялись они не церковной, а светской власти.
У светских орденов были разные статуты и уставы, но
непременным условием вступления в них было благородное происхождение. Высшие
придворные ордены объединяли узкий круг избранных представителей знати, которых
стали называть «кавалерами» того или иного ордена.
Цели, во имя которых создавались подобные союзы, были
различными, но практически все они были благочестивыми и милосердными. Рыцари
должны были быть храбрыми и смелыми, защищать веру Христову и церковь,
покровительствовать вдовам и сиротам, сохранять верность и преданность своему
сюзерену. Все ордены имели собственные уставы, в которых определялись
обязанности членов ордена по отношению к представителям власти и друг к другу,
а также регулировался прием в орден новых членов.
Светские ордены обычно связывали свое создание с конкретными
святыми и их культами и праздниками, например, орден Подвязки избрал своим
покровителем Святого Георгия, у братства Ласточки небесным патроном считался
Святой Иоанн Креститель, а у ордена Полумесяца — Святой Маврикий.
Члены ордена носили орденские костюмы, которые стали
разновидностью придворных парадных одежд: их шили из парчи и бархата, украшали
золотым и серебряным шитьем и драгоценными камнями. Впоследствии произошло
отделение от одежды орденских знаков, основным элементом которых становится уже
не нашитый, а металлический крест определенной формы. Это был богато украшенный
знак, который стали носить на ленте или на цепи. Потом появилась звезда,
которая впоследствии тоже стала металлической. Так образовалось понятие «знаки
ордена», которые включали в себя крест (собственно знак) и звезду. Вступавшее в
орден лицо получало право носить знаки своего ордена.
В дальнейшем орденские знаки отличия получили
государственное значение, ими награждали за доблестное служение государству, и
постепенно первоначальное значение «ордена», как рыцарской организации, ушло в
прошлое. За «орденом» закрепляется единственное значение — награда от главы
государства.
В эпоху Возрождения завоевали популярность настольные
памятные медали, на которых изображался портрет того лица, которому они
посвящались. Такие жалованные портреты стали знаком особой милости государей, и
счастливцы вставляли их в драгоценные рамки и носили на шее.
Кресты, ордена и медали являются яркими документами эпохи;
это живой и образный язык исторических событий и людей, участвовавших в этих
событиях. Например, в России ордена могли получать только дворяне, офицеры,
чиновники, иностранцы, купцы и «лица других званий, которые особенными
заслугами сделаются достойными сей награды». С медалями дело обстояло проще, и
в «Своде учреждений государственных» об этом говорилось так: «Крестьяне и
другие лица бывшего податного сословия предоставляются к пожалованию медалями
только в случае особенных заслуг».
А о солдатах впервые подумал Оливер Кромвель, в 1650 году он
распорядился наградить медалями за победу над роялистами при Дунбаре не только
офицеров, но и рядовых. Медали были золотые, серебряные и медные и, возможно,
уже тогда, по предположениям некоторых исследований, носились на лентах.
Изображение для таких медалей О. Кромвель придумал сам: на лицевой стороне
медали он повелел поместить портрет самого себя (в латах), а на обратной —
заседание парламента. Но после восстановления в Англии монархии о награждении
солдат медалями забыли надолго.
В композиции европейских орденских знаков отличия не было
ничего случайного, например, цвета эмали символизировали качества награжденного
ими лица: золотой или пурпурный цвет означал величие, красный — мужество,
зеленый — свободолюбие, черный — постоянство и т. д. В странах Востока
действовали совсем другие символы, в частности, красный цвет орденского знака
отображал цвет государственного знамени, а зеленый — мусульманскую добродетель.
Металл, из которого делались награды зарубежных стран, тоже исполнен глубокой
символики: золото олицетворяет величие и благородство, серебро — чистоту
помыслов и поступков и т. д.
Обо всем этом рассказывает наука фалеристика. И. Можейко в
своем исследовании о наградах разных стран и народов пишет, что специалистов по
фалеристике в мире вообще очень немного. А в нашей стране книги на эту тему
стали выходить лишь в последние десятилетия прошлого века. Как правило, в них
рассказывалось о русских орденах и медалях, а названия иностранных орденов
советские читатели разве только что слышали.
О многих рыцарских орденах имеются весьма отрывочные
сведения, так как некоторые из них существовали весьма недолго, и потому
известны они только по оставшимся после них уставам или благодаря устным
преданиям, которые передавались из поколения в поколение. Наиболее яркий след в
истории оставили ордены, основанные великими правителями, и старейшим из них
был орден Ленты, основанный Альфонсо XI Кастильским около 1330 года. Король
Иоанн Французский основал в 1351 году орден Звезды, император Карл IV — орден
Золотой Застежки, граф Савойский — орден Воротника. Создавали свои союзы и
богатые сеньоры, например, в 1380 году виконт де Туар основал орден Сокола, а
сеньор де Листенуа в 1390 году — орден Золотого Яблока.
Среди исследователей наградной системы России И. Можейко
особо выделяет советского нумизмата И.Г. Спасского, которому принадлежат труды
не только по истории русского монетного дела, но и работы, без которых дальнейшее
развитие фалеристики было бы весьма затруднительно. Исследования И.Г. Спасского
продолжили другие авторы, среди которых были и сотрудники музеев. Книги и
статьи Е. Щукиной, Л. Шевелевой, Л. Пискуновой, описание первых русских
наградных медалей Д. Петерса, работы классиков советской фалеристики В.А.
Дурова, А. Кузнецова, Н. Чепурнова, В. Бартошевича и других раскрыли перед
читателем увлекательный мир орденских знаков отличия.
При составлении данной книги мы широко пользовались трудами
этих и других авторов, опирались на их исследования, в чем и приносим им нашу
искреннюю благодарность. Наша книга не претендует на роль универсального
справочника, в котором были бы собраны сведения обо всех орденах, когда-либо
существовавших, об их статутах, правилах ношения и другие подробности. Но все
же мы надеемся, что она послужит своеобразным пособием для любознательных и
пытливых читателей, которые смогут получить из нее ответы на ряд своих
вопросов.
Оглавление
Вступление
БОЕВЫЕ НАГРАДЫ РИМСКИХ ЛЕГИОНЕРОВ
СЕСТЕРЦИЙ ИМПЕРАТОРА ОТОНА
ОЛИМПИЙСКИЕ НАГРАДЫ
ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ РЫЦАРЕЙ-ТАМПЛИЕРОВ
НАГРАДЫ СВЯТОГО ПРЕСТОЛА
ИЕРУСАЛИМСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ГРОБА ГОСПОДНЯ
ДАТСКИЕ НАГРАДЫ: ОРДЕН СЛОНА И ОРДЕН ДАНЕБРОГ
ПОРТУГАЛЬСКИЙ ОРДЕН ХРИСТА
АНГЛИЙСКИЙ ОРДЕН ПОДВЯЗКИ
ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ДУХА
ОРДЕНА ИТАЛЬЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА
АНГЛИЙСКИЙ ОРДЕН БАНИ
ОРДЕН ЗОЛОТОГО РУНА
БАВАРСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ГУБЕРТА
РУССКИЕ НАГРАДЫ ДОПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ
РУССКОЕ НАГРАДНОЕ ОРУЖИЕ
МЕДАЛИ И ПЕЧАТИ ЛЖЕДМИТРИЯ I
ОРДЕН СВЯТОГО АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
ПОЛЬСКИЙ ОРДЕН БЕЛОГО ОРЛА
МЕДАЛЬ «ЗА ПОЛТАВСКУЮ БАТАЛИЮ»
ОРДЕН СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ
О ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ
О ТИТУЛАХ И «БЛАГОРОДИЯХ»
ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
ОРДЕН СВЯТОЙ АННЫ
НАГРАДЫ ШВЕДСКОГО КОРОЛЕВСТВА
АВСТРИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОРДЕН МАРИИ-ТЕРЕЗИИ
ОРДЕН СВЯТОГО СТЕФАНА
ОРДЕН СВЯТОГО СТАНИСЛАВА
ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОРДЕН СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И
ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ
ОРДЕН СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
НАГРАДЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
МАСОНСКИЕ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ
ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ США ВРЕМЕН ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
БИРМАНСКОЕ САЛВЕ
ПОЛЬСКИЙ ОРДЕН ВОЕННЫХ ЗАСЛУГ
МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ
ЧЕЛЕНГ И ОРДЕНА ТУРЦИИ
ФРАНЦУЗСКИЙ ОРДЕН ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА
ПЕРСИДСКИЕ ОРДЕНА
ОРДЕНА БРАЗИЛИИ
НАГРАДЫ ЗА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1812 ГОДА
«ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ» ПРУССИИ
ВО СЛАВУ СИМОНА БОЛИВАРА
ГРЕЧЕСКИЙ ОРДЕН СПАСИТЕЛЯ
НАГРАДЫ ИМАМА ШАМИЛЯ
НОРВЕЖСКИЙ ОРДЕН СВЯТОГО ОЛАФА
МАГЕН ДАВИД, ИЛИ ЗВЕЗДА ДАВИДА
ВЫСШАЯ ВОЕННАЯ НАГРАДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
НАГРАДЫ ЗА ОБОРОНУ СЕВАСТОПОЛЯ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ И ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ США
УВАРОВСКИЕ НАГРАДЫ ЗА ИСТОРИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ
ШАПКА, ШНУРОК, ХАЛАТ И ДРУГИЕ КИТАЙСКИЕ НАГРАДЫ
НАГРАДЫ СТРАНЫ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА
НАГРАДЫ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА
ПРЕМИИ ИМЕНИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ
ОРДЕНА БЕЛЬГИЙСКОГО КОРОЛЕВСТВА
ОРДЕНА «КОРОЛЕВСКОГО» РОДА ЛУЗИНЬЯНОВ
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ
ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
ДЖОЗЕФ ПУЛИТЦЕР И ПРЕМИЯ ЕГО ИМЕНИ
МЕДАЛЬ В ПАМЯТЬ МЕССИНЫ
БОЛГАРСКИЙ ОРДЕН СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
СЕСТРАМ МИЛОСЕРДИЯ — МЕДАЛИ ИМЕНИ ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ
300- ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ
НАГРАДЫ ИМЕНИ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
НАГРАДЫ БЕЛЫХ АРМИЙ РОССИИ
ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ОРДЕН
ЧЕХОСЛОВАЦКИЕ МЕДАЛИ
ОРДЕН ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ МОНГОЛИИ
ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ
ОСКАР — ПРЕМИЯ АМЕРИКАНСКОЙ КИНОАКАДЕМИИ
ВЫСШАЯ НАГРАДА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
«ЗОЛОТОЙ ЛЕВ» ВЕНЕЦИАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ
ПУ И И НАГРАДЫ МАНЬЧЖОУ-ГО
ЗВАНИЕ «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»
МЕДАЛЬ «ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА»
ИЗ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ ФИНЛЯНДИИ
СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ
ОРДЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ОРДЕН И МЕДАЛЬ СУВОРОВА
ОРДЕН КУТУЗОВА
ОРДЕН «ПОБЕДА»
СОЛДАТСКИЙ ОРДЕН СЛАВЫ
ОРДЕН УШАКОВА
ОРДЕН НАХИМОВА
ОРДЕН БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО
ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ
МЕДАЛЬ «НОРМАНДИЯ-НЕМАН»
ОБОЛГАННЫЙ ЗНАК СВАСТИКИ
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО
ОРДЕНА И МЕДАЛИ КАНАДЫ
ИЗ НАГРАДНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КУБА
РОССИЙСКИЙ ОРДЕН «ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ»
ОРДЕН «ГЕОРГИЙ ЖУКОВ»
Обратная сторона медали…
Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru
|