Издательство: Москва,
ВЕЧЕ
Год: 2005
Страниц: 270
Формат: rtf
Размер: 405 кб
Киноведы мира неоднократно называли среди лучших кинокартин советские
фильмы — «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный» С.
Эйзенштейна, «Андрей Рублёв» А. Тарковского… Фильм «Броненосец „Потёмкин"» был
назван на первом месте среди двенадцати лучших фильмов всех времён и народов на
опросе, проведённом Бельгийской Синематекой в рамках Всемирной выставки в
Брюсселе (1958). Появление шедевров М. Калатозова, Г. Чухрая, М. Хуциева, С.
Бондарчука, В. Меньшова, Н. Михалкова способствовало росту престижа
отечественного кино на международных кинофестивалях. Лента «Летят журавли»,
обладательница «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, имела невероятный успех в
стране и в мире.
Художественно-игровые фильмы, о которых рассказывает эта книга,
представляют все многообразие отечественного киноискусства. Среди них каждый
может найти знакомые и полюбившиеся картины. Некоторые из них сыграли в судьбах
зрителей нашей страны исключительно важную роль; ныне такие фильмы именуются
культовыми.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
«ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ»
«ОТЕЦ СЕРГИЙ»
«БРОНЕНОСЕЦ „ПОТЁМКИН"»
«МАТЬ»
«ПО ЗАКОНУ»
«ТРЕТЬЯ МЕЩАНСКАЯ»
«ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА»
«НОВЫЙ ВАВИЛОН»
«ЗЕМЛЯ»
«ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ»
«ОКРАИНА»
«ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»
«ЧАПАЕВ»
«МЫ ИЗ КРОНШТАДТА»
«СЕМЕРО СМЕЛЫХ»
«ПЁТР I»
«ДЕПУТАТ БАЛТИКИ»
«БЕСПРИДАННИЦА»
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
«ВОЛГА-ВОЛГА»
«ДЕТСТВО ГОРЬКОГО»
«ТРИЛОГИЯ О МАКСИМЕ»
«ТРАКТОРИСТЫ»
«МАШЕНЬКА»
«МЕЧТА»
«ДВА БОЙЦА»
«РАДУГА»
«ИВАН ГРОЗНЫЙ»
«ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА»
«ЗОЛУШКА»
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
«КУБАНСКИЕ КАЗАКИ»
«ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ»
«ДЕЛО РУМЯНЦЕВА»
«ВЕСНА НА ЗАРЕЧНОЙ УЛИЦЕ»
«КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»
«СОРОК ПЕРВЫЙ»
«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»
«КОММУНИСТ»
«ТИХИЙ ДОН»
«ЖЕСТОКОСТЬ»
«БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ»
«СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
«ДАМА С СОБАЧКОЙ»
«ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА»
«ДЕВЧАТА»
«ИВАНОВО ДЕТСТВО»
«КОГДА ДЕРЕВЬЯ БЫЛИ БОЛЬШИМИ»
«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ»
«МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ» («ЗАСТАВА ИЛЬИЧА»)
«ГАМЛЕТ»
«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН»
«ЖИВЫЕ И МЁРТВЫЕ»
«ПРЕДСЕДАТЕЛЬ»
«МОРОЗКО»
«ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ»
«НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ»
«БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ»
«АНДРЕЙ РУБЛЁВ»
«ВОЙНА И МИР»
«ИЮЛЬСКИЙ ДОЖДЬ»
«В ОГНЕ БРОДА НЕТ»
«КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА, ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШУРИКА»
«ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ»
«КОМИССАР»
«ЗОЛОТОЙ ТЕЛЁНОК»
«КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ»
«МЁРТВЫЙ СЕЗОН»
«СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА»
«ДОЖИВЁМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА»
«БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА»
«БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»
«НАЧАЛО»
«БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ»
«ЖИЛ ПЕВЧИЙ ДРОЗД»
«ОСВОБОЖДЕНИЕ»
«ОФИЦЕРЫ»
«ДЯДЯ ВАНЯ»
«ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ» («ОПЕРАЦИЯ „С НОВЫМ ГОДОМ"»)
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»
«КАЛИНА КРАСНАЯ»
«СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ»
«ЗЕРКАЛО»
«АГОНИЯ»
«ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЁГКИМ ПАРОМ!»
«НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО»
«ВОСХОЖДЕНИЕ»
«МИМИНО»
«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»
«ЭКИПАЖ»
«ОСЕННИЙ МАРАФОН»
«ПОЛЁТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ»
«ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ РОМАН»
«МОЙ ДРУГ ИВАН ЛАПШИН»
«ПОКАЯНИЕ»
«ХОЛОДНОЕ ЛЕТО ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕГО…»
«МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА»
«УТОМЛЁННЫЕ СОЛНЦЕМ»
«РУССКИЙ КОВЧЕГ»
«ВОЗВРАЩЕНИЕ»
ВВЕДЕНИЕ
В декабре 1895 года братья Люмьер показали парижанам своё удивительное
изобретение — живые фотографии, а в мае следующего года люмьеровские фильмы уже
увидели петербуржцы и москвичи. В течение 1896 года с «чудом XX века»
познакомились жители многих русских городов.
Почти одновременно с проекционной была завезена в Россию и съёмочная
аппаратура. В том же 1896 году любители начали снимать «русские» фильмы.
Официальной датой рождения кино в России считается 15 октября 1908
года: в этот день на экраны вышел фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»).
Его постановщиком был режиссёр Петербургского народного дома Б. Ромашков.
Снимали фильм А. Дранков и Н.Ф. Козловский. Сценарий написал В.М. Гончаров,
вскоре ставший одним из самых видных работников кино.
В 1911 году была выпущена полнометражная российская картина «Оборона
Севастополя» В. Гончарова и А. Ханжонкова. Художественный уровень этого фильма
был неизмеримо выше, а некоторые сцены выглядят вполне современно и сегодня.
Дореволюционные фильмы Е. Бауэра, В. Гардина, П. Чардынина и особенно
«Пиковая дама» и «Отец Сергий» Я. Протазанова не уступали, если не
превосходили, лучшим произведениям мирового киноискусства того времени.
25 декабря 1925 года на торжественном вечере в Большом театре,
посвящённом двадцатилетию первой русской революции, был продемонстрирован фильм
«Броненосец „Потёмкин"», поставленный 27-летним Сергеем Эйзенштейном. Фильм
молодого режиссёра, в кино сделавшего до этого лишь одну картину — «Стачка»,
сразу и единодушно был признан шедевром киноискусства.
В 1958 году в рамках Всемирной выставки в Брюсселе Бельгийская
Синематека провела опрос среди ведущих киноведов мира и определила двенадцать
лучших фильмов всех времён и народов. Первое место занял советский фильм
«Броненосец „Потёмкин"», который получил 110 голосов из 117! В число лучших
также вошли «Мать» Всеволода Пудовкина и «Земля» Александра Довженко.
В последующие годы в результате опросов среди киноведов мира также
назывались «Чапаев» братьев Васильевых, «Александр Невский» и «Иван Грозный»
Эйзенштейна «Детство Горького» Донского, «Андрей Рублёв» Тарковского…
Грандиозный успех за рубежом выпал на долю советской ленты «Летят
журавли», обладательницы «Золотой пальмовой ветви» в Канне. Появление шедевра
Михаила Калатозова в период оттепели наряду с выходом картин Григория Чухрая,
Андрея Тарковского, Марлена Хуциева, Сергея Бондарчука и других постановщиков
из СССР способствовало росту престижа отечественного кино на международных
кинофестивалях.
Авторитетной премии «Оскар» Американской киноакадемии были удостоены
фильмы «Война и мир» С. Бондарчука, «Москва слезам не верит» В. Меньшова,
«Утомлённые солнцем» Н. Михалкова. Сюда же можно добавить документальный фильм
«Разгром немецких войск под Москвой» Л. Варламова и И. Копалина, а также «Дерсу
Узала», снятый на «Мосфильме» японцем А. Куросавой.
В начале 1990-х годов общий уровень выпускаемых в России кинофильмов
заметно упал. Творческих удач оказалось немного. Тем приятнее было присуждение
в 2003 году двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале фильму
«Возвращение» режиссёра-дебютанта А. Звягинцева.
В книгу вошли только художественно-игровые фильмы. Среди них вы найдёте
знакомые и полюбившиеся вам картины, конечно, далеко не все — каждый читатель
мог бы дополнить этот список немалым числом запомнившихся ему, привлёкших его
симпатии кинолент.
В отборе фильмов автор стремился представить художественное
многообразие отечественного киноискусства. В книгу включены также произведения,
пусть не претендующие на высокую оценку в целом, но сыгравшие в судьбе зрителей
исключительно важную роль. Ныне такие фильмы именуются «культовыми».
И последнее. Знаменитым фильмам посвящены специальные
искусствоведческие исследования, книги, монографии. Автору же настоящего
издания, в связи с объёмом книги, пришлось ограничиться краткими текстами. Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru
|