Издательство:
Москва, ВЕЧЕ
Год: 2008
Формат: html
Размер: 869 кб в архиве rar
Можно смело утверждать, что XX век был веком режиссуры. Под
влиянием режиссёра, то есть организатора, педагога, художника, творца, развивались
театр и кинематограф. За прошедший век режиссура обогатилась многими
выдающимися именами, среди которых немало наших соотечественников. Это К. С.
Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов. А.
Я. Таиров, С. М. Эйзенштейн и многие другие.
Книга из серии «100 великих» рассказывает о самых знаменитых
в мире режиссёрах театра и кино.
ВВЕДЕНИЕ
Удивительно, но до сих нет однозначного ответа на вопрос,
когда, собственно, появилась режиссура. Некоторые исследователи называют Германию
XVIII века, где уже тогда велись систематические репетиции, предварявшие
премьерные постановки и широко бытовало само слово «режиссёр». Однако корень
слова «режиссёр» гораздо более древний и переводится с латыни как «руковожу», а
руководители театральных постановок — хорэги, как известно, существовали в V
веке до Р.Х. в театре Древней Греции.
Ещё в 1890-х годах театральный режиссёр был второстепенной
фигурой в театре и выполнял преимущественно административные функции: он
определял, сколько статистов понадобится для массовых сцен, можно ли обойтись
подборкой старых декораций или необходимы новые.
И вдруг в конце XIX столетия режиссёр становится хозяином
театра. У него — право на выбор пьесы, на оригинальное прочтение её, на
перелицовку. Право на руководство труппой. Появляются «Театр Антуана», «Театр
Станиславского», «Театр Рейнхардта»…
Большинство учёных связывают рождение режиссуры с
революцией, которую произвела в театре так называемая «новая драма».
Драматургия Ибсена, Гауптмана, Стриндберга, Метерлинка, Чехова требовала
«согласия всех частей», единого сценического замысла, который отсутствует даже
в самом блистательном «актёрском» спектакле.
Несомненно, возникновение «новой драмы» и появление
режиссуры — процессы взаимосвязанные. Решение сценического пространства,
создание актёра нового типа, формирование актёрского ансамбля — таковы были
основные задачи режиссёров первого призыва. Гордон Крэг и Макс Рейнхардт, Андре
Антуан и Жак Копо, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко на
обломках старой театральной системы возводят театр будущего.
В то время, когда вершилась «режиссёрская революция» в
театре, во Франции произошло не менее важное событие — рождение нового вида
искусства. 28 декабря 1895 года у входа в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок
состоялся первый киносеанс братьев Люмьер.
Среди немногих, кто сумел оценить перспективы изобретения,
был владелец театра Жорж Мельес. Этот француз открыл не только многие
кинематографические приёмы, но и целые киножанры. Он стал отцом игрового кино,
воссоздавая на экране жизнь при помощи сюжета, актёров, декораций.
В 1910-х годах в Америке выдвигаются три режиссёра —
родоначальник американской комедии Мак Сеннетт, король вестерна Томас Харпер
Инс и Дэвид Уорк Гриффит. Эта великая тройка в 1915 году образовала
кинокомпанию «Трайэнгл» («Треугольник»). А затем началась эпоха Чарлза Чаплина.
Словом, кино становилось высоким и подлинным искусством.
Постепенно центр мирового кино перемещается в пригород
Лос-Анджелеса — Голливуд. В 1920-х годах известные европейские режиссёры
почитают за честь работать здесь…
Заметный вклад в киноискусство на раннем этапе внесли
российские режиссёры. Достаточно назвать имена Сергея Эйзенштейна, Всеволода
Пудовкина, Александра Довженко, Льва Кулешова, Дзиги Вертова, Якова Протазанова…
Можно утверждать, что XX век в театре и кино был веком
режиссёра, который не только руководил постановкой спектакля или фильма, но и являлся
автором произведения. Всеволод Мейерхольд, кстати, так и подписывал афиши своих
спектаклей: «Автор — Мейерхольд». Великий режиссёр точнее всех определил суть
своей профессии.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
АНДРЕ АНТУАН . (1858–1943)
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО . (1858–1943)
КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ . (1863–1938)
ЖОРЖ МЕЛЬЕС . (1861–1938)
ГОРДОН КРЭГ . (1872–1966)
МАКС РЕЙНХАРДТ . (1873–1943)
ВСЕВОЛОД ЭМИЛЬЕВИЧ МЕЙЕРХОЛЬД . (1874–1940)
ДЭВИД УОРК ГРИФФИТ . (1875–1948)
ЖАК КОПО . (1879–1949)
МАК СЕННЕТТ . (1880–1960)
ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПРОТАЗАНОВ . (1881–1945)
ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ СТАРЕВИЧ . (1882–1965)
ТОМАС ИНС . (1882–1924)
ЕВГЕНИЙ БАГРАТИОНОВИЧ ВАХТАНГОВ . (1883–1922)
РОБЕРТ ФЛАЭРТИ . (1884–1951)
ШАРЛЬ ДЮЛЛЕН . (1885–1949)
АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ ТАИРОВ . (1885–1950)
ЭРИХ ФОН ШТРОГЕЙМ . (1885–1957)
ФРИДРИХ МУРНАУ . (1888–1931)
КАРЛ ДРЕЙЕР . (1889–1968)
ЧАРЛЗ ЧАПЛИН . (1889–1977)
ФРИЦ ЛАНГ . (1890–1976)
ЭРНСТ ЛЮБИЧ . (1892–1947)
ВСЕВОЛОД ИЛЛАРИОНОВИЧ ПУДОВКИН . (1893–1953)
ЭРВИН ПИСКАТОР . (1893–1966)
ДЖОН ФОРД . (1894–1973)
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ДОВЖЕНКО . (1894–1956)
ЖАН РЕНУАР . (1894–1979)
ДЗИГА ВЕРТОВ . (1896–1954)
ГОВАРД ХОУКС . (1896–1977)
АНТОНЕН АРТО . (1896–1948)
ФРЭНК КАПРА . (1897–1991)
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЭЙЗЕНШТЕЙН . (1898–1948)
КЭНДЗИ МИДЗОГУТИ . (1898–1956)
РЕНЕ КЛЕР . (1898–1981)
ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ КУЛЕШОВ . (1899–1970)
АЛЬФРЕД ХИЧКОК . (1899–1980)
ЛУИС БУНЮЭЛЬ . (1900–1983)
МАРК СЕМЁНОВИЧ ДОНСКОЙ . (1901–1981)
ВИТТОРИО ДЕ СИКА . (1901–1974)
РОБЕР БРЕССОН . (1901–1999)
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЫРЬЕВ . (1901–1968)
УОЛТ ДИСНЕЙ . (1901–1966)
УИЛЬЯМ УАЙЛЕР . (1902–1981)
ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ . (1902–2003)
ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ . (1903–1983)
ЯСУДЗИРО ОДЗУ . (1903–1963)
ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КОЗИНЦЕВ . (1905–1973)
ЖАН ВИГО . (1905–1934)
РОБЕРТО РОССЕЛЛИНИ . (1906–1977)
СЕРГЕЙ АПОЛЛИНАРИЕВИЧ ГЕРАСИМОВ . (1906–1985)
ДЖОН ХЬЮСТОН . (1906–1987)
МИХАИЛ ИЛЬИЧ РОММ . (1901–1971)
МАРСЕЛЬ КАРНЕ . (1906–1996)
ЛУКИНО ВИСКОНТИ . (1906–1976)
ДЭВИД ЛИН . (1908–1991)
ЭЛИА КАЗАН . (1909–2003)
АКИРА КУРОСАВА . (1910–1998)
ЖАН ВИЛАР . (1912–1971)
МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ . (1912–2007)
ОРСОН УЭЛЛС . (1915–1985)
ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТОВСТОНОГОВ . (1915–1989)
ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ ЛЮБИМОВ . (род. 1917)
ИНГМАР БЕРГМАН . (1918–2007)
ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ . (1920–1993)
СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ БОНДАРЧУК . (1920–1994)
САТЬЯДЖИТ РЕЙ . (1921–1992)
ДЖОРДЖО СТРЕЛЕР . (1921–1997)
ПЬЕР ПАЗОЛИНИ . (1922–1975)
АЛЕН РЕНЕ . (род. 1922)
ФРАНКО ДЗЕФИРЕЛЛИ . (род. 1923)
СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ ПАРАДЖАНОВ . (1924–1990)
ПИТЕР БРУК . (род. 1925)
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЭФРОС . (1925–1987)
АНДЖЕЙ ВАЙДА . (род. 1926)
ЭЛЬДАР АЛЕКСАНДРОВИЧ РЯЗАНОВ . (род. 1927)
СТЭНЛИ КУБРИК . (1928–1999)
ЖАН-ЛЮК ГОДАР . (род. 1930)
КАРЛОС САУРА . (род. 1932)
ФРАНСУА ТРЮФФО . (1932–1984)
МИЛОШ ФОРМАН . (род. 1932)
АНДРЕЙ АРСЕНЬЕВИЧ ТАРКОВСКИЙ . (1932–1986)
ЕЖИ ГРОТОВСКИЙ . (1933–1999)
РОМАН ПОЛАНСКИ . (род. 1933)
МАРК АНАТОЛЬЕВИЧ ЗАХАРОВ . (род. 1933)
ОТАР ИОСЕЛИАНИ . (род. 1934)
ВУДИ АЛЛЕН . (род. 1935)
АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ . (род. 1937)
ПЕТЕР ШТАЙН . (род. 1937)
ФРЭНСИС КОППОЛА . (род. 1939)
БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ . (род. 1940)
ПИТЕР ГРИНУЭЙ . (род. 1942)
МАРТИН СКОРСЕЗЕ . (род. 1942)
ЛЕВ АБРАМОВИЧ ДОДИН . (род. 1944)
РАЙНЕР ФАСБИНДЕР . (1945–1982)
ВИМ ВЕНДЕРС . (род. 1945)
НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ МИХАЛКОВ . (род. 1945)
СТИВЕН СПИЛБЕРГ . (род. 1946)
ЭМИР КУСТУРИЦА . (род. 1954)
КВЕНТИН ТАРАНТИНО . (род. 1963)
ЛИТЕРАТУРА
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ
Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru
|