Издательство:
ВЕЧЕ
Год: 2002
Формат: doc
Страниц: 316
Размер: 506 кб в
архиве rar
Скульптура - одно из наиболее древних по происхождению
искусств. И первым скульптором материальных, осязаемых форм был, безусловно,
Создатель всего сущего. Пытаясь воссоздать в глине или камне окружающий мир,
любой скульптор стремится не просто воплотить страсть к творчеству, но и
наделить холодную форму огнём живого жизненного начала, одухотворить материю,
стать причастным к сотворению мира. В этом притягательная мощь искусства
скульптуры.
В книге представлены биографии и творческий путь лучших
мастеров от Фидия и Праксителя до Микеланджело и Родена.
ВВЕДЕНИЕ
"Скульптура - это искусство, которое удаляя излишек
обрабатываемого материала, приводит его к форме тела, предначертанной в идее
художника" - писал один из первых историков и теоретиков искусства художник Джордже
Вазари
В свою очередь, отвечая на вопрос "Что такое
скульптура'" великий французский философ XVIII столетия Дени Дидро сказал "Это сильная
муза но молчаливая и скрытная" И в самом деле понимать скульптуру несколько
труднее, чем живопись
Скульптура - одно из наибопее древних по происхождению искусств
Через многие сотни лет дошли до нас поражающие своей художественной силой
произведения неизвестных мастеров Египта и Индии Греции и Месопотамии
Скульптуре и ее лучшим творениям посвящено немало легенд,
сказаний стихов. Одна из самых известных и поэтичнейших - древнегреческая тегенда
о Пигмалионе, повествующая об одиноком нелюдимом скульпторе создавшем у
себя в мастерской статую девушки Галатеи Плененный красотой, им созданной,
Пигмалион влюбился в Галатею Услышав страстные мольбы скульптора богиня любви и
красоты Афродита оживила его безмолвное творение
Есть легенда и о возникновении первого в мире рельефа
Согласно преданию его контуры были нанесены на белоснежную стену дома рукой
девушки которая захотела запечатлеть тень своего любимого
Каковы же основные качества и особенности скульптуры как
одного из видов изобразительного искусства7 Как добиться успеха на этом
поприще9 Кому как не самим великим мастерам отвечать на этот вопрос И ответы эти
естественно, не всегда похожи как не
похожи и их творения Бенвенуто Челлини "Можно было бы говорить еще
бесконечно много вещей об этом благородном искусстве скульптуры, но достаточно и того, что
я такому большому знатоку как Вы, лишь отчасти намекнул насколько это было в
силах для моего ничтожного таланта Я напоминаю Вам и говорю, как и раньше,
что скульптура является матерью всех трех искусств которые зависят от
рисунка и тому, кто имеет хорошую манеру и является искусным скульптором будет гораздо
легче сделаться хорошим перспективистом и архитектором и еще лучшим
живописцем чем тем, кто не владеет скульптурой
Живопись- не что иное, как отражение в источнике дерева или
человека или чего-нибудь другого Разница между скульптурой и живописью
настолько же велика, как разница между тенью и вещью которая отбрасывает тень"
Этьен Фальконс "Ставя своей целью подражание внешности
человеческого тела, скульптура не должна придерживаться лишь холодного сходства,
- того, чем мог быть человек до живительного дуновения, его одухотворившего
Подобный вид правды, хотя и хорошо переданной, мог бы вызвать своей точностью
лишь похвалу, столь же холодную, как и само сходство, но душа зрителя осталась бы
нетронутой нисколько.
Природу живую, воодушевленную, страстную - вот что должен
изобразить скульптор в мраморе, бронзе, камне и т.д."
Паоло Трубецкой: "Пластическое складывается из
мельчайших подробностей: деталей, движений, поворотов, раскрывающих неповторимость сущности
того, что ты изображаешь".
Осип Цадкин: "То, что привлекает в скульптуре
прохожего, что волнует его и превращает в зрителя, не исчисляется количественными
категориями. Подлинный скульптор, который хочет превратить интересную, но маленькую
по размеру статую в крупную, должен постоянно создавать, открывать, выверять и
осваивать то, что выражают формы и что меняется по мере изменения объема этих
форм. Формы создают густое переплетение теней и света, игра которых, их
взаимоотношения и воздействие не подвластны арифметическим законам, изменение
их объемов сразу же резко нарушает их выразительность".
Франц Кремер: "Скульптура - дело совершенно реальное,
трезвое и обыкновенное,поскольку оно требует дней, недель и месяцев труда, в
зависимости от поставленной задачи. И превращать его в некое таинство, при
котором человек будто бы постоянно находится в сомнамбулическом состоянии и
действует под влиянием подсознания, значит противоречить законам биологии.
Это полный абсурд, так не бывает.
...Это настоящий труд, который начинается с того, что я,
скульптор, прихожу в 9 часов утра в мастерскую и должен там работать до 5-ти
вечера, как каждый обычный рабочий. Иначе я ничего не смог бы создать. Скульптура - это
целое строительство. Нужно соорудить леса, ковать, если это
необходимо. Леса монтируют и закрепляют. Затем делают каркас и обкладывают его глиной.
И даже если не хочешь лепить в глине, то и тогда необходимы
подготовительные работы, которые, однако, по моим наблюдениям весьма полезны для создания
зрелого произведения, поскольку все время задаешь себе вопрос: стоит ли это
делать, стоит ли вся эта ремесленная работа твоих замыслов?"
Тенденции развития скульптуры таковы, что с каждым годом все
шире раздвигаются границы этого вида искусства. XX век дал таких различных
мастеров, как Бойс и Роден, Архипенко и Бурдель, Мухина и Цадкин. Без сомнения,
новый век принесет новые открытия и новые имена. Скульптура уже может
двигаться, может быть она и заговорит?
Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru
|