Самин Д. 100
великих музыкантов
Издательство: Москва, ВЕЧЕ
Год: 2003
Страниц: 324
Формат: doc
Размер: 501 кб
Из
этой книги читатель узнает много интересного из жизни таких выдающихся
музыкантов, как Доменико Скарлатти, Никколо Паганини, Ференц Лист, Сергей
Рахманинов и др.
ВВЕДЕНИЕ
Воздействие
музыки воистину уникально. Она может вызвать бурную радость и наслаждение или,
наоборот, ввергнуть в сильное душевное переживание. Музыка может побудить
слушателя к серьезным размышлениям, открыть неизвестные ранее стороны жизни.
Она зовет не только размышлять, но и сопереживать. Часто слушатель с удивлением
обнаруживает, что произведение, написанное много лет назад, рассказывает о его
собственных чувствах и надеждах, словно композитор смог заглянуть в душу
человека, которого никогда не видел.
Но
музыку не зря называют исполнительским искусством. Только исполнитель может
заставить музыку зазвучать и погрузить нас в тот мир чувств, мыслей, который
заложил композитор в свое произведение. Более того, исполнитель может и
углубить наше впечатление своей великолепной игрой.
Вот
что пишет Г.М Цыпин о выступлении пианиста Владимира Владимировича
Софроницкого: «Софроницкий не просто исполнял (хорошо, превосходно исполнял) ту
или иную программу, обозначенную на концертной афише. Музицируя, он словно бы
исповедовался людям; исповедовался с предельной откровенностью, искренностью и
— что очень важно — эмоциональной самоотдачей. Об одной из песен Шуберта —
Листа он обмолвился: „Мне хочется плакать, когда я играю эту вещь". В другой
раз, подарив залу поистине вдохновенную интерпретацию си-бемоль-минорной сонаты
Шопена, признался, сойдя в артистическую: „Если так переживать, то больше ста
раз я ее не сыграю". Действительно, переживать исполняемую музыку так, как
переживал за роялем он, было дано немногим. Публика это видела и понимала;
здесь крылась разгадка необычайно сильного, „магнетического", как уверяли
многие, воздействия артиста на аудиторию. С его вечеров, бывало, уходили молча,
в состоянии сосредоточенного самоуглубления, будто соприкоснувшись с тайной».
Всякое талантливое исполнение импровизационно. Настоящий мастер находит в любом
даже самом известном произведении новые грани, черты. Это возможно благодаря
тонким нюансам, динамическим и темповым отклонениям, разнообразию в извлечении
звука и другим выразительным средствам. Крупный мастер доносит до нас
музыкальное содержание каждого предложения, каждой фразы, части произведения,
всего сочинения, раздвигая рамки представлений о хорошо известном сочинении.
По
поводу интерпретации хорошо высказалась знаменитая клавесинистка Ванда
Ландовска, известная исполнительница произведений великих композиторов
прошлого: «Меня раздражает, когда я слышу: „Если бы Бах или Моцарт могли
слышать вас, как они были бы счастливы!" Тут же вспоминается, как Шопен однажды
спросил Листа, только что сыгравшего один из шопеновских ноктюрнов: „Чья эта
пьеса?" Ни разу в ходе работы я не говорила себе: „Это должно было в то время
звучать так-то".
Почему?
Да потому, что я уверена: то, что я делаю в области красочности, регистровки и
т. д., очень далеко от исторической правды. Пуристам, твердящим мне: „Это
делалось таким-то образом, вы должны с этим считаться" и т. д., я отвечаю:
„Оставьте меня в покое. Критикуйте сколько вам угодно, но не кричите. Мне нужны
покой, тишина и лишь те зерна иронии и скепсиса, которые необходимы для
научного исследования, как соль для пищи".
Я
никогда не старалась буквально воспроизвести то, что делали старые мастера. Я
изучаю, я скрупулезно исследую, я люблю, и я воссоздаю.
Средства
не имеют значения. Вслед за иезуитами я повторяю: „Результат оправдывает
средства". Когда я вырабатываю, например, регастровку, то ищу ту, что кажется
мне логичной, красивой и наиболее полно выявляющей баховскую просодию путем
смены регистров в должных местах. Я сознаю, что расположение регистров на
клавесинах баховского времени некоторым образом отличалось от их диспозиции на
моем „Плейеле". Но меня мало беспокоит, если для того, чтобы добиться желаемого
эффекта, я использую не точно те же средства, которые были в распоряжении
Баха».
Принято
говорить о музыке народной и профессиональной. Соответственно делятся и
музыкальные инструменты. В данной книге ничего не будет сказано об исполнителях
на народных инструментах, а речь пойдет только о профессиональных музыкантах.
Дело даже не в ограниченном объеме, уже ставящим перед трудным выбором из
большого числа великолепных исполнителей классической музыки и популярной.
Среди главных причин бесчисленное количество народных инструментов — каждая,
даже маленькая страна имеет их не один и не два. Естественно, каждая страна
имеет и своих выдающихся исполнителей.
При
всей условности выбора, можно определить лучшего среди десяти пианистов. А как
определить, кто лучший исполнитель на ложках или на там-таме? Большинство
музыкантов, представленных здесь, играет на самых популярных инструментах —
фортепиано, скрипке и виолончели. Однако автор среди прочего ставил целью
ознакомить читателей и с исполнителями на многих других не столь
распространенных инструментах, таких как альт, арфа, клавесин, контрабас.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
КЛАССИЧЕСКАЯ
МУЗЫКА
ЯН-ПИТЕР СВЕЛИНК . /1562-1621/
ДЖИРОЛАМО ФРЕСКОБАЛЬДИ . /1583-1643/
АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ . /1655-1715/
МАРЕН МАРЭ . /1656-1728/
ДЖИОВАННИ БОНОНЧИНИ . /1672-1755/
ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ . /1685-1750/
ДОМЕНИКО СКАРЛАТТИ . /1685-1757/
ФРАНЧЕСКО ДЖЕМИНИАНИ . /1687-1762/
ФРАНСУА КУПЕРЕН . /1688-1733/
ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ . /1692-1770/
ПЬЕТРО ЛОКАТЕЛЛИ . /1695-1764/
ЖАН-МАРИ ЛЕКЛЕР . /1697-1764/
ПЬЕР ГАВИНЬЕ . /1728-1800/
ГАЭТАНО ПУНЬЯНИ . /1731-1798/
ЛУИДЖИ БОККЕРИНИ . /1743-1805/
ЖАН-ЛУИ ДЮПОР . /1749-1819/
ДЖОВАННИ-БАТТИСТА ВИОТТИ . /1753-1824/
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ . /1756-1791/
РОДОЛЬФ КРЕЙЦЕР . /1766-1831/
БЕРНАРД РОМБЕРГ . /1767-1841/
ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН . /1770-1826/
ПЬЕР БАЙО . /1771-1842/
ПЬЕР РОДЕ . /1774-1830/
ХОСЕ СОР . /1778-1839/
МАУРО ДЖУЛЬЯНИ . /1781-1840/
НИККОЛО ПАГАНИНИ . /1782-1840/
ЛЮДВИГ ШПОР . /1784-1859/
РОБЕР БОКСА . /1789-1856/
КАРОЛЬ ЛИПИНЬСКИЙ . /1790-1861/
ФРАНСУА СЕРБЕ . /1807-1866/
УЛЕ БУЛЛЬ . /1810-1881/
ФРИДЕРИК ШОПЕН . /1810-1849/
ФЕРЕНЦ ЛИСТ . /1811-1886/
ГЕНРИХ ЭРНСТ . /1814-1865/
АНРИ ВЬЕТАН . /1820-1881/
АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН . /1829-1894/
ЙОЗЕФ ИОАХИМ . /1831-1907/
ФЕРДИНАНД ЛАУБ . /1832-1875/
ГЕНРИК ВЕНЯВСКИЙ . /1835-1880/
КАРЛ ЮЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ . /1838-1889/
КАРЛ ТАУЗИГ . /1841 -1871/
ЛЕОПОЛЬД АУЭР . /1845-1930/
ЭЖЕН ИЗАИ . /1858-1931/
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ БРАНДУКОВ . /1859-1930/
ФЕРРУЧЧО БУЗОНИ . /1866-1924/
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ СКРЯБИН . /1872-1915/
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ . /1873-1943/
ОСКАР НЕДБАЛ . /1874-1930/
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КУСЕВИЦКИЙ . /1874-1951/
МАРГАРИТА ЛОНГ . /1874-1966/
ФРИЦ КРЕЙСЛЕР . /1875-1962/
ПАБЛО КАЗАЛЬС . /1876-1973/
КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЭРДЕЛИ . /1878-1971/
ВАНДА ЛАНДОВСКА . /1879-1959/
НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ МЕТНЕР . /1880-1951/
ЯН КУБЕЛИК . /1880-1940/
ДЖОРДЖЕ ЭНЕСКУ . /1881-1955/
ЖАК ТИБО . /1881-1953/
ГЕНРИХ ГУСТАВОВИЧ НЕЙГАУЗ . /1888 -1964/
ЙОЖЕФ СИГЕТИ . /1892-1973/
МОРИС МАРЕШАЛЬ . /1892-1964/
АНДРЕС СЕГОВИЯ . /1896-1987/
ЯША ХЕЙФЕЦ . /1901-1989/
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ СОФРОНИЦКИЙ .
/1901-1961/
ВЛАДИМИР САМОЙЛОВИЧ ГОРОВИЦ . /1904-1989/
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ОБОРИН . /1907-1973/
СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ КНУШЕВИЦКИЙ .
/1908-1963/
ДАВИД ФЕДОРОВИЧ ОЙСТРАХ . /1908-1974/
ВЕРА ГЕОРГИЕВНА ДУЛОВА . /1910-2000/
СВЯТОСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ РИХТЕР . /1915-1997/
ИЕГУДИ МЕНУХИН . /1916-1999/
ЭМИЛЬ ГРИГОРЬЕВИЧ ГИЛЕЛЬС . /1916-1985/
АРТУРО БЕНЕДЕТТИ МИКЕЛАНДЖЕЛИ . /1920-1995/
ИСААК СТЕРН . /1920/
ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КОГАН . /1924-1982/
МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ РОСТРОПОВИЧ . /1927/
ВАН КЛИБЕРН . /1934/
ВАНЕССА МЭЙ . /1978/
ДЖАЗ И
РОК-МУЗЫКА
СИДНЕЙ БЕШЕ . /1897-1959/
ДЮК ЭЛЛИНГТОН . /1899-1974/
ЛУИ АРМСТРОНГ . /1901-1971/
БИКС БЕЙДЕРБЕК . /1903-1931/
АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ ЦФАСМАН . /1906 -1971/
БЕННИ ГУДМЕН . /1909-1986/
АРТУР ТЕЙТУМ . /1910-1956/
ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ . /1917-1993/
ТЕЛОНИУС МОНК . /1920-1982/
ЧАРЛИ ПАРКЕР . /1920-1955/
ДЭЙВ БРУБЕК . /1920/
ДЖОН КОЛТРЭЙН . /1926-1967/
МАЙЛС ДЕВИС . /1926-1991/
ОРНЕТТ КОУЛМЕН . /1930/
АЛЕКСЕЙ СЕМЕНОВИЧ КОЗЛОВ . /1935/
ДЖИММИ ХЕНДРИКС . /1942-1970/
ДЖИММИ ПЕЙДЖ . /1944/
ЧИК КОРЕА . /1944/
ДЖЕФФ БЕК . /1944/
ЭРИК КЛЭПТОН . /1945/
КАРЛОС САНТАНА . /1947/
ВИКТОР ЗИНЧУК . /1958/
Список
литературы
Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru
|