Издательство: М,
ВЕЧЕ
Год: 2009
Формат: doc
Страниц: 403
Размер: 496 кб
Ничто не может лучше характеризовать различные эпохи мировой
истории, чем памятники, которые созданы руками гениальных скульпторов и
архитекторов. И не важно, знаем мы их имена или нет.
Книга «100 великих памятников» рассказывает о самых
выдающихся памятниках: от Сфинкса и Венеры Милосской до Триумфальной арки в
Париже и памятника «Тысячелетие России».
ВВЕДЕНИЕ
По определению Энциклопедического словаря: «Памятник —
произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических
событий, скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью,
триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее
развитый вид памятника — мемориальные сооружения».
Тысячелетия назад, чтобы сохранить для потомков свое имя,
люди обращались к богам, старались умилостивить их, создавали их изображения,
гигантские статуи, а рядом с ними помещали и собственные изваяния. Им виделось,
что подобное увековечение поможет властелину сохранить себя в памяти потомков.
Так наряду со статуями богов, с «идолами», появились практически первые памятники
царям и военачальникам.
Первоначально страсть к увековечению, особенно сильно
владевшая правителями древних государств, реализовалась в основном в создании
гробниц и похоронных сооружений. Они были различными. Для египетского —
пирамида. Для славянского вождя — насыпной курган. Для европейского короля или
могущественного феодала — построенный на его средства собор или костел, где
устанавливали его саркофаг. Менее именитых, но все же значительных по
происхождению людей хоронили на кладбище. Причем в католических странах тоже
старались устроить себе фамильный склеп.
Но существовала в то время и другая традиция. В
демократической Греции увековечивали героев-победителей Олимпийских игр. В их
честь создавали статуи. Правда, то были не портреты реальных спортсменов, а
скорее именно статуи в честь победителей в беге, метании копья, стрельбе из
лука, борьбе. Греки же оставили потомкам и первые изображения воинов, героев
своих мифов, а заодно и своих выдающихся государственных деятелей, правителей,
философов — Перикла, Сократа и многих других. Статуи работы знаменитых
греческих ваятелей — Лисиппа, Мирона, Праксителя, Скопаса — украшали храмы,
форумы, общественные здания, городские площади.
В античном мире родилась и ещё одна традиция — увековечивать
события. Как правило, этого удостаивались знаменитые походы, победы,
завоевания, особенно те, которые приводили к захвату большого количества
пленных, обращаемых в рабство. В честь таких побед стали воздвигать специальные
сооружения — триумфальные арки и колонны.
Римские императоры очень любили украшать «вечный город»
своими статуями. Увы, совсем немногие сохранились до наших дней. Чудом
уцелевшая конная статуя Марка Аврелия, в XVII–XVIII веках считалась своего рода
образцом. Подобные ей многочисленные конные статуи монархов устанавливались
тогда по всей Европе.
В 1622 году был сооружен первый в Европе памятник не
военному лицу и не венценосцу, а гражданскому деятелю, писателю и философу
Эразму Роттердамскому, автору знаменитой «Похвалы Глупости» (скульптор —
Хендрик де Кейзер). А позже памятники поэтам и писателям начали постепенно, но
неуклонно и настойчиво теснить монументы монархам.
В России первыми писателями, кому были поставлены памятники,
стали Н. М. Карамзин, Г. Р. Державин, И. А. Крылов. Вслед за поэтами появились
на пьедесталах композиторы, ученые, путешественники, врачи. Постепенно стали
увековечивать не только писателей, но и героев их книг.
Начиная с Петра І, в России появляется большое количество
различных памятников, в том числе и самому царю. А в допетровскую эпоху в нашей
стране не было скульптурных памятников. И не потому, что не было великих людей,
достойных увековечения, а просто в канонах православного христианства было не
принято ставить памятники. Зато существовал обычай увековечивать не людей, а
события, в основном, конечно, связанные с победами. Для этой цели строили храмы
или часовни. Победа, как избавление от чумного мора, голода и подобных
бедствий, приписывалась, конечно, неземной воле.
Подобное положение было не только на Руси, но и в других
странах, наследовавших христианство по византийскому, а не по римскому образцу,
— в Грузии, Армении, Болгарии. По заветам другой религии — магометанской —
запрещалось не только ставить памятники, но даже изображать человека в
каком-либо виде — в живописи, скульптуре, настенной росписи. В Японии и Индии,
где искусство было развито очень высоко, в скульптуре изображались только
божества, мифические животные и один лишь человек — основатель буддизма, принц
Сакья-Муни.
Однако гуманистическое наследие античной культуры все шире
распространялось в XIX и XX веках по всем странам и континентам. Оно не
уничтожало местные традиции, но вносило в них некоторые коррективы. В
скульптуре начинает увековечиваться тот, кто сотворил богов и вершит события, —
человек. Памятники людям постепенно появились в Индии, в Японии, на Цейлоне, в
Африке.
Оглавление
Введение
Большой Сфинкс в Гизе . (около 2500 г. до н. э.)
Пирамида Хеопса . (начало II тысячелетия до н. э.)
Гробница Тутанхамон . (1347–1339 гг. до н. э.)
Дискобол . (V век до н. э.)
Капитолийская волчица . (начало V века до н. э.)
Венера Милосская . (V–IV век до н. э.)
Дорифор . (460–450 до н. э.)
Статуя Зевса . (440–430 гг. до н. э.)
Аполлон Бельведерский . (IV век до н. э.)
Галикарнасский Мавсолей . (IV век до н. э.)
Афродита Книдская . (364–361 гг. до н. э.)
Северные ворота ступы в Санчи . (III век до н. э.)
Александрийский маяк . (280 г. до н. э.)
Колосс Родосский . (280 г. до н. э.)
Ника Самофракийская . (конец III — начало II века до н. э.)
Терракотовая армия . (210 г. до н. э.)
Статуя Шивалингамутри . (II век до н. э.)
Пергамский алтарь Зевса . (II век до н. э.)
Лаокоон . (I век до н. э.)
Статуя Августа . (I век до н. э.)
Арка Тита . (81 г.)
Колонна Траяна . (113 г.)
Конная статуя Марка Аврелия . (170 г.)
Статуя Будды из Тахт-и-Бахи . (около 300 г.)
Стела Пьедрас Неграс . (795 г.)
Большой Будда Камакуры . (1252 г.)
Кафедра баптистерия Пизанского собора . (1260 г.)
Колодец пророков . (1406 г.)
Статуя Святого Георгия . (1416 г.)
Врата рая . (1452 г.)
Памятник кондотьеру Гаттамелате . (1453 г.)
«Давид» Верроккьо . (1462–1477 гг.)
Алтарь церкви Марии в Кракове . (1489 г.)
Памятник кондотьеру Коллеони
Давид . (1504 г.)
Статуя Моисея . (1516 г.)
Капелла Медичи . (1534 г.)
Фонтан невинных . (1549 г.)
Персей . (1554 г.)
Три грации . (1563 г.)
Похищение сабинянок . (1583 г.)
Фонтан четырех рек . (1652 г.)
Алтарь «Экстаз Святой Терезы» . (1652 г.)
Милон Кротонский . (1682 г.)
Чумная колонна . (1687 г.)
Смерть Адониса . (1709 г.)
Нимфенбад . (1711 г.)
Фонтан «Самсон» . (1735 и 1802 гг.)
Фонтан провидения . (1739 г.)
Меркурий, завязывающий сандалию . (1744 г.)
Фонтан Треви . (1762 г.)
Статуя Вольтера . (1781 г.)
Медный всадник . (1782 г.)
Решётка Летнего сада . (1784 г.)
Поцелуй Амура . (1789 г.)
Бранденбургские ворота . (1793 г.)
Конная статуя Фридриха Вильгельма . (1796 г.)
Памятник А. В. Суворову . (1801 г.)
Язон
Морские нимфы, поддерживающие глобус . (1812 г.)
Памятник Минину и Пожарскому . (1818 г.)
Триумфальная арка Главного штаба . (1828 г.)
Московские Триумфальные ворота . (1834 г.)
Александровская колонна . (1834 г.)
Нарвские ворота . (1834 г.)
Памятник Сервантесу . (1835 г.)
Триумфальная арка в Париже . (1836 г.)
Укрощение коней . (1850 г.)
Памятник «Тысячелетие России» . (1862 г.)
Танец . (1869 г.)
Статуя Ивана Грозного . (1871 г.)
Мыслитель . (1880 г.)
Памятник А. С. Пушкину . (1880 г.)
Статуя Свободы . (1886 г.)
Пудлинговщик . (1886 г.)
Памятник гренадерам, павшим под Плевной . (1887 г.)
Статуя Эроса . (1892 г.)
Граждане Кале . (1894 г.)
Мать . (1908 г.)
Поцелуй . (1909 г.)
Стреляющий Геракл . (1909 г.)
Памятник Н. В. Гоголю . (1909 г.)
Памятник Альвеару . (1923 г.)
Мавзолей В. И. Ленина . (1930 г.)
Статуя Христа . (1931 г.)
Памятник собаке . (1935 г.)
Памятник Т. Г. Шевченко . (1935 г.)
Фонтан Орфей . (1936 г.)
Рабочий и колхозница . (1937 г.)
Мать с мёртвым сыном . (1938 г.)
Полулежащая фигура . (1938 г.)
Мемориал горы Рашмор . (1939 г.)
Жонглёр . (1946 г.)
Разрушенный город . (1947 г.)
Памятник Воину-освободителю в Берлине . (1949 г.)
Мир . (1954 г.)
Памятник героям Бухенвальда . (1958 г.)
Врата смерти . (1964 г.)
Памятник-ансамбль защитникам Сталинграда . (1967 г.)
Мемориал Хатынь . (1969 г.)
Список литературы
Скачать moipersonsaitik.ucoz.ru
|