Издательство:
Москва, ВЕЧЕ
Год: 2004
Формат: rtf
Страниц: 255
Размер: 492 кб
Героинями книги являются великие женщины, как хорошо
известные российским читателям: Клеопатра, Нефертити, княгиня Ольга, Екатерина
II, Жорж Санд, Майя Плисецкая, Маргарет Тэтчер, Ванга, так и малоизвестные;
например, Камилла Клодель, Мурасаки Шикибу. Данная книга - не исследование
женской психологии, не размышления о предназначении женщины, это целая галерея
историй жизни самых выдающихся женщин, которые могут рассматриваться в качестве
символов своего времени.
Оглавление
НЕФЕРТИТИ
САФО (САПФО)
КЛЕОПАТРА
ПАПЕССА ИОАННА
КНЯГИНЯ ОЛЬГА
МУРАСАКИ ШИКИБУ
ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ
ЦАРИЦА ТАМАРА
ЖАННА Д'АРК
ИЗАБЕЛЛА ИСПАНСКАЯ
МАРФА-ПОСАДНИЦА (БОРЕЦКАЯ)
ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ
ЕЛИЗАВЕТА ТЮДОР
МАРИЯ СТЮАРТ
БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА ФЕОДОСИЯ ПРОКОПЬЕВНА
МАРИЯ СИБИЛЛА МЕРИАН
ЦАРЕВНА СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА
СВЯТАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ЕКАТЕРИНА II
САЛТЫЧИХА (САЛТЫКОВА ДАРЬЯ НИКОЛАЕВНА)
АНЖЕЛИКА КАУФМАН
ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА ДАШКОВА
КНЯЖНА ТАРАКАНОВА
МАТИЛЬДА ДАТСКАЯ
МАРИЯ-АНТУАНЕТТА
ЛУИЗА ЖЕРМЕНА ДЕ СТАЛЬ
ПРАСКОВЬЯ ИВАНОВНА КОВАЛЁВА-ЖЕМЧУГОВА
МАДАМ РЕКАМЬЕ
НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА ДУРОВА
АВДОТЬЯ ИЛЬИНИЧНА ИСТОМИНА
ЖОРЖ САНД
МАРИЯ ТАЛЬОНИ
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ВОЛКОНСКАЯ
СЕСТРЫ БРОНТЕ
ВАРВАРА НИКОЛАЕВНА АСЕНКОВА
ДЖОРЖ ЭЛИОТ
КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ
ЕЛЕНА ПЕТРОВНА БЛАВАТСКАЯ
ЮЛИЯ ПЕТРОВНА ВРЕВСКАЯ
АДЕЛИНА ПАТТИ
САРА БЕРНАР
СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА КОВАЛЕВСКАЯ
СОФЬЯ ЛЬВОВНА ПЕРОВСКАЯ
МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ЕРМОЛОВА
МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА БАШКИРЦЕВА
ВЕРА ФЕДОРОВНА КОМИССАРЖЕВСКАЯ
ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА ГЕССЕН-ДАРМШТАДСКАЯ (СВЯТАЯ
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИСАВЕТА)
КАМИЛЛА КЛОДЕЛЬ
ЭТЕЛЬ ЛИЛИАН ВОЙНИЧ
МАРИЯ КЮРИ
НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА КРУПСКАЯ
ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА ГИППИУС
ЛЕСЯ УКРАИНКА
РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ
АЛЕКСАНДРА ФЕДОРОВНА (ПРИНЦЕССА АЛИСА ГЕССЕН-ДАРМШТАДСКАЯ)
АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА КОЛЛОНТАЙ
АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА НЕЖДАНОВА
АННА ПАВЛОВНА ПАВЛОВА
ВИРДЖИНИЯ ВУЛФ
КОКО ШАНЕЛЬ
НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА ПЛЕВИЦКАЯ
МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА СПИРИДОНОВА
ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА СЕРЕБРЯКОВА
ВЕРА ИГНАТЬЕВНА МУХИНА
ГАБРИЭЛА МИСТРАЛЬ
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
АГАТА КРИСТИ
ЕЛИЗАВЕТА ЮРЬЕВНА КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА ХОЛОДНАЯ
МЭРИ ПИКФОРД
ЭСФИРЬ ИЛЬИНИЧНА ШУБ
ФАИНА ГЕОРГИЕВНА РАНЕВСКАЯ
ОЛЬГА КОНСТАНТИНОВНА ЧЕХОВА
ГОЛДА МЕИР
МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА ЮДИНА
МАРГАРЕТ МИТЧЕЛЛ
ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА ОРЛОВА
ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ
КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ШУЛЬЖЕНКО
АСТРИД ЛИНДГРЕН
СИМОНА ДЕ БОВУАР
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА УЛАНОВА
МАТЬ ТЕРЕЗА (АГНЕССА ГОНДЖА БОЯДЖИУ)
ВАНГА
ЭДИТ ПИАФ
ИНДИРА ГАНДИ
ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД
ДЖУЛЬЕТТА МАЗИНА
МАЙЯ МИХАЙЛОВНА ПЛИСЕЦКАЯ
МАРГАРЕТ ТЭТЧЕР
МЭРИЛИН МОНРО (НОРМА БЕЙКЕР)
АННА ФРАНК
МОНТСЕРРАТ КАБАЛЬЕ
ВИННИ МАНДЕЛА
ФРАНСУАЗА САГАН
ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА ТЕРЕШКОВА
ДЕВА МАРИЯ
ОТ АВТОРА
Скажем сразу, мы выбрали задачу нелёгкую — женщин великих не
так много, как нам бы хотелось. Известных, что называется «на слуху» — пруд
пруди! А вот великих… Величественных… А главное, на века… Таких, может, 15—20
персон с уверенностью наберётся, а остальным предстоит ещё разбираться с
историей, с её памятью. Конечно, имена Жанны д'Арк или Сафо сомнений не
вызывают. Но кого можно поставить с ними рядом из наших современниц? Возможно,
кому-то представленный в книге список женских имён покажется неубедительным и
спорным.
Одним из критериев при выборе имён было желание как можно
шире представить спектр деятельности, в котором представительницы слабого пола
могут занять своё место среди сонма избранных. Знаменитые актрисы и
писательницы, великие балерины и певицы — их бесконечное множество, и из их
биографий свободно сложится не один том, но нам хотелось показать, что женская
сущность чрезвычайно разнообразна, что женское начало неоднозначно, что в нём
таится и лиризм творца, и страсть к разрушению, в нём заключено множество проблем
и даже трагедий. Что заставляло девушек становиться террористками? В чём суть
натуры кавалерист-девицы Надежды Дуровой?
Мы старались показать различные ипостаси, разнообразные виды
деятельности, в которых женщина может реализоваться и оставить своё имя в
истории. Не коснулись мы только извечного женского проявления — влияния на
мужчину и утверждения слабого пола за счёт сильного. Просто, в этой серии уже
вышла книга «Сто великих любовниц», где тема взаимоотношения полов
рассматривается всесторонне и глубоко.
Данная книга, конечно, не исследование женской психологии,
не философское размышление о предназначении женского и мужского, это всего лишь
истории жизни. Но любую частную биографию можно рассматривать как символ
времени, как квинтэссенцию тех глубинных человеческих тайн, которых нам дано
лишь коснуться, но не дано познать. Разве есть у нас мужской символ жестокости?
Гитлер? Сталин? Но это скорее реальные признаки общественной деградации. Зато
существует полумифический нарицательный женский образ, с которым молва
связывает особое жестокосердие — Салтычиха.
Автор хотел, чтобы читатель не только почерпнул в книге
информацию, узнал даты и факты биографии, но и имел возможность поразмыслить,
сравнить такие разные судьбы, ответить на вопрос почему жизнь наших героинь
складывалась так, а не иначе. Именно поэтому в основу составления тома положен
принцип хронологии. Сюрпризы истории многолики — Салтычиха и Екатерина II
родились почти в один год, Маргарет Тэтчер и Майя Плисецкая — ровесницы. Тем
интереснее попытаться разгадать, что стоит за этими странными совпадениями, где
истоки женской духовности и человеческого падения.
Географически женская популярность представлена не столь
широко, как временной разброс. В книге — в основном европейские имена, приоритет
отдан отечественным знаменитостям. Это и понятно. Книга предназначена для
российского читателя и рассчитана на узнавание им представленных персон. Однако
автор попытался представить и персоны, малоизвестные нашему читателю. Таковы
Симона де Бовуар, Камилла Клодель, Мурасаки Шикибу.
Имена наших героинь расположились между двумя главными
полюсами, между теми вечными сущностями, полпредом которых на земле является
сугубо женщина — Красота и Материнство. Начинается том с имени Нефертити. Мало
известно фактов её биографии, но самое главное о ней знает практически каждый —
египетская царица была божественно красива. И растиражированный её профиль
заставляет вглядываться ещё и ещё раз в таинство женского очарования,
неопределимое ни разрезом глаз, ни размером носа, ни цветом волос. И само её
имя — Нефертити — удивительно символично для начала. «Красавица грядёт» —
означает оно в переводе с древнеегипетского. Красота — есть начало всех начал,
а вершина предназначения женщины — Дитя. Вот поэтому единственный раз в книге
нарушается хронология — заканчивается список великих женщин Девой Марией,
подарившей христианскому миру самого великого младенца — Христа, богочеловека.
И дело не в вероисповедании. Что бы ни говорили религии и идеологии разных
толков, в какие бы заоблачные выси ни рванула философская мысль, судьба женщины
всегда будет биться между этими двумя началами: красота во имя материнства и
материнство во славу красоты. А любое другое достижение лишь дополнение к ним,
потому что и ум, и талант, и самоотверженность женщины суть проявление красоты
и материнства её души. Всё, что лежит между этими двумя полюсами — лишь тонкий
слой человеческой культуры, ошибки и отступления природы, а подлинное величие
женщины незыблемо и неоспоримо — красота, которую она несёт миру, и Ребёнка,
которого она дарит роду человеческому.
Мы старались строго относиться к достоверности излагаемых в
книге фактов. К сожалению, есть персоны, о которых уже сложилось много легенд и
о жизни которых существует множество версий. Так, не утихают споры вокруг
личности Жанны д'Арк — некоторые историки полагают, что она не крестьянская
дочка и даже не была сожжена на костре. В таких случаях мы придерживаемся
общепринятых суждений, но представляем для ознакомления читателю и сенсационные
предположения.
Скачать 100 великих женщин
|