Сурово начинаете светлое дело, но свет знамени Моего осенит вас и направит на путь явления Правды Моей. Умейте начать» (А.Й. 13 октября 1921г.)
Общеизвестна фотография Н.К.Рериха со знаменем в руке, которое обычно называют тханкой Шамбалы. Что на ней изображено — понять довольно трудно, однако смутно угадывается фигура будды на троне. Вот, например, что пишется в издании нью-йоркского Музея имени Рериха: «Рерих впервые увидел тханку Шамбалы в Дарджилинге. На ней был изображен владыка Шамбалы Ригден Джапо в центре, а внизу под ним — яростная битва, в которой разбивают его врагов. Фотографии, сделанные в Центрально-Азиатской экспедиции, показывают, что ее сопровождал не только американский флаг, но и тханка Шамбалы». В начале XX века, когда вся Центральная Азия была охвачена мессианскими устремлениями, образ Ригдена, воинственного царя Шамбалы, и Майтрейи, Будды Грядущего, слились в единый. Многочисленные подтверждения тому мы находим в работах Н.К.Рериха и дневниках участников экспедиции. Вот два примера. К.Н.Рябинин, врач экспедиции, записывает такое пророчество: «Близится время! Согласно этим ожиданиям Новой Эры, Владыка Шамбалы, Майтрейя, установит на земле господство справедливости», рассказывая далее о победоносных войнах, которые будет вести армия Владыки. Н.К.Рерих в «Шамбале Сияющей», написанной в форме диалога автора с ламой, вкладывает в уста ламы слова о владыке Шамбалы Ригден Джапо, его могуществе и возможностях, на что герой задает вопрос: «Лама, мне кажется, что ты говоришь о Майтрейе, не правда ли?», а лама отвечает: «Если Ригден Джапо и Благословенный Майтрейя для тебя одно и то же лицо — пусть будет так. Я этого не говорил».
Это объединение представлений о Шамбале и Майтрейе привело к тому, что картину с изображением Будды Грядущего стали называть тханкой Шамбалы.
Проблема идентификации Майтрейи на картине крайне сложна, поскольку он лишен всех своих атрибутов: ступы, сосуда кундики, Колеса Закона. Спинка его трона, состоящая из мифологических персонажей, часто встречается на изображениях Шакьямуни, реже — высоких лам, относительно других божеств нам известны лишь единичные случаи. Что же позволяет нам утверждать, что перед нами не Шакьямуни, а Майтрейя?
Первый признак — радужная дуга внешнего круга сияния. Второй, и главный, признак — пруд с праведниками перед его троном. Этот пруд является главным признаком запредельных миров и потому никак не может быть связан с Шакьямуни, проповедь которого была в земном мире. Однако любопытно, что пейзаж на этой картине не похож на обычное изображение «чистых земель», соответствуя скорее условному земному. Возможно, так художники передавали ландшафт Шамбалы — страны, где земной и высший миры встречаются.
Другой значимой деталью пейзажа является двойная радуга над водопадом (внизу справа). Эта радуга является единственной авторской вольностью, допущенной воссоздавшей картину художницей, и связана со знамением, бывшим ей в процессе работы: когда художница, духовно готовясь к написанию тханки, медитировала, то над городом раскинулась двойная радуга, хотя ей не предшествовало дождя.
Анализируя пейзаж, следует указать на пару оленей на левой горе. Согласно буддийским легендам, олень и лань были первыми свидетелями просветления Будды Шакьямуни или его первой проповеди в Оленьем парке около Бенареса. Изображение этих оленей возле трона Майтрейи означает, что его первая проповедь произойдет там же.
Завершая рассмотрение пейзажа, следует обратить внимание на трех павлинов на ограде пруда. Павлин в Индии с древнейших времен считался птицей бессмертия, так как на него не действует змеиный яд.
Трон Майтрейи поддерживают четыре льва, символизирующие бесстрашие на пути Просветления. На львином троне (симхасане) покоится лотосовый трон, на нем лунный диск, на котором и восседает Будда Грядущего. Спинка трона представляет собою символическое изображение парамит — степеней духовного совершенства. Количество парамит колеблется в различных источниках, их символическое отражение также изменчиво. Основной список парамит таков: дана — щедрость в подаянии милостыни монахам; шила — стойкость в борьбе с искушениями, соблюдение правил добродетельного поведения; кшанти — терпимость к страданиям, несчастьям; виръя — мужество, духовная активность, старание и энергия в соединении с твердой решимостью следовать по пути добродетели; дхъяна — йогическое созерцание и практика медитации; праджня — наивысшая мудрость, заключенная в интуитивном познании сущности бытия; постижение этой мудрости возможно лишь после правильного исполнения всех предыдущих парамит.
Однако лев всегда изображается между слоном и однорогим оленем. На нашей картине его вообще нет (кстати, это не единственное изображение Майтрейи, где лев отсутствует). Вариативность изображаемых персонажей вообще крайне велика: чудовище макара (имеющее львиную голову и лапы, слоновый хобот, усы дракона, рога барана, хвост рыбы) может быть заменено на гуся; мальчик и однорогий олень могут быть изображены раздельно или мальчик вообще отсутствует и т. п. Таким образом, мы пока не обладаем возможностью однозначно описать символику спинки трона.
В самом низу картины изображены семь символов чакравартина — царя-миродержца: Колесо Закона, чинтамани, белый слон — символ верховной власти, конь — символ неутомимости солнца, супруга, обмахивающая царя во время сна веером, министр царской казны и военачальник. Эти семь символов являются атрибутом будды, поскольку считается, что духовная мощь Просветленного превышает власть царя-миродержца.
Картина написана московской художницей Альвдис Н. Н. Рутиэн в 1997 году по просьбе сотрудников Международного Центра Рерихов и подарена ею Музею.
Цитата из дневника Н.К.Рериха «Алтай-Гималаи», где он повествует о создании картины, прошедшей с ними экспедицию: «Кто этот человек с длинной черной косою, с бирюзовой серьгой в ухе, в белом кафтане? Местный иконописец-лама Пема Дондуб. Мы спросили: «Можешь ли написать нам Благословенного Майтрейю совершенно так, как в Таши-Лунпо?». Взялся, и вот сидит на коврике, в уголке белой галереи, и различно-цветно пишет полный символами Лик. Приготовляет ткань для писания, покрывает ее левкасом (мел на клею) и выглаживает раковиной. Совершенно как русские иконописцы. Так же растирает краски, так же греет их на жаровне, так же втыкает запасную кисть в черные густые волосы. И жена его, из Тибета, помогает ему готовить краски.
И так в уголке белой галереи расцвечивается замысловатый образ. Все символы укрепляют Благословенного. И страшный, птицеподобный Гаруда, и мудрые Наги, и Ганеша - слон счастья, и Чинтамани - Конь, несущий на спине чудесный камень - сокровище Мира. Целый священный хоровод избранных образов. А на лик и благие руки кладется чистое золото.
И так же, как наши иконописцы, поет лама-иконописателъ стихиры во время работы. Стихиры усилились - значит, приступил к самому Лику.
И еще диво, возможное только в этой стране. В глубоких сумерках, когда наливающийся месяц уже вступает в права, по дому разносятся серебряные звуки самодельной флейты. В темноте художник лама на коврике переливчато играет перед Ликом Майтрейи - Мессии - Мунтазара. Струны земли!»
«Пройдя четыре снеговых перевала, уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окруженной высокими острыми скалами, сошлись и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина. Перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в жёлтой шапке с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснение. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку (вышитая ламами картина) Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливости Владыки. Горят костры, эти светляки пустыни. Опять сгрудились у костра разноплеменники. Все десять пальцев в восхищении подняты высоко..... В молчании пустыни рассказывается священная история о победе Света. Вечером эти люди опять соберутся у костра. Десять пальцев будут недостаточны, чтобы перечислить воинство Шамбалы. Никакое воображение не сможет описать мощь Владыки Мира», - так писал Н.К.Рерих об увиденном им во время Центрально-Азиатской экспедиции.
Н.К.Рерих, "Знамёна грядущего" (сюита "Майтрейя",1926)
Знамя грядущего, Знамя Твердыни и Мира, Знамя Владыки и века Майтрейи. Всё в ожиданье. Ручьи, как мечи, Мглу рассекают холодным мерцаньем. И зазвучали в тревожной ночи Камни, хранившие только молчанье. А у гнилого, трухлявого пня Тени свернулись в клубок, помертвели. Реет над миром грядущего дня Знамя Майтрейи, Знамя Майтрейи. властный голос немеркнущей сини Зазвучал у высоких вершин: Век блистающей Шамбалы ныне, заповеданный век наступил. (В.Сидоров)
Картина Н.К.Рериха с сайта gallery.facets.ru Источник: www.uralmagnit.ru
|