"Натюрморт с яблоками и апельсинами". ок. 1900 г. Холст, масло. 73х93 см. Музей д'Орсэ, Париж.
Этот натюрморт Сезанна поражает симфонической глубиной и высочайшим мастерством художника в изображении обычных предметов - ковра, столовой скатерти, посуды, фруктов. Один из молодых художников посетил мэтра в 1898 году, когда тот работал над этой картиной, и позже вспоминал о том, с какой тщательностью раскладывал Сезанн отобранные для композиции предметы: "Сначала часть стола была прикрыта искусно сложенной скатертью. Затем Сезанн начал раскладывать фрукты, подбирая их так, чтобы они контрастировали друг с другом, и следя за проявлением дополнительных цветов: зеленого на красном и желтого на синем. Он до бесконечности передвигал и поворачивал фрукты, подкладывая для этого под них монетки в один и два су. Все это Сезанн проделывал неторопливо и аккуратно, и было видно, что это занятие доставляет ему истинное наслаждение.".
По материалам: "Художественная галерея. Сезанн", №8, 2004 г.
|
"Натюрморт с драпировкой и кувшином". ок. 1899 г. Холст, масло. 55х74,5 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Этот удивительный натюрморт входит в серию, состоящую из шести работ. В каждой из них изображены одни и те же предметы. Композиция картины отличается сбалансированностью и динамикой.
Задний план делится краем занавески, а предметы почти симметрично расположены вокруг кувшина, образующего вершину композиционного треугольника. Очевидны и умышленно допущенные искажения перспективы: стол и стоящее в центре блюдо как бы слегка опрокинуты и выгнуты. Таким способом Сезанн сумел связать трехмерный мир с двухмерной плоскостью картины. Это показательный пример созданного художником изобразительного языка, который окажет сильнейшее воздействие на новые поколения художников.
По материалам: "Художественная галерея. Сезанн", №8, 2004 г.
|
"Персики и груши". Конец 1880-х гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
"...Вторым важнейшим жанром Сезанна (после пейзажа) был натюрморт. Работы начала 1870-х годов еще несложны по расстановке предметов, и в них сквозит какая-то теплота, напоминающая о Шардене. К концу 1890-х годов натюрморты Сезанна усложняются, они нагружены разномасштабной утварью и фруктами, в них часто фигурирует цветастая драпировка, ниспадающая тяжелыми складками. Некоторые исследователи находят в натюрмортах этого времени барочные черты.
Принадлежащий Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина натюрморт "Персики и груши" относится к концу 1880-х годов. Рассматривая его, вновь ощущаешь ту же внутреннюю напряженность, которой исполнены пейзажи художника. Здесь он сам себе задает урок, расставляет посуду, подкладывает мелкие монетки под фрукты, чтобы придать им разный наклон, выбирает точку зрения. Простой столик с выдвижным ящиком фигурирует в натюрмортах и в композициях с курильщиками десятки раз, но в каждой картине он служит площадкой для иного действа.
Предметы не напоминают о частной жизни художника, нет в них никаких ассоциаций (как было в ранней, подаренной Золя работ
...
Читать дальше »
|
"Завтрак в мастерской". 1868. Холст, масло. 118х153 см. Новая Пинакотека, Мюнхен.
"... Булонь. Мане предается лени.
Вместе с семейством он занимает квартиру с видом на порт в меблированном доме, который сдает один старый моряк. Морской воздух укрепляет художника, и праздность начинает вскоре его тяготить. А так как он не смог удержаться и прихватил с собой холст и краски, то в конце концов начинает новое полотно маслом, где изображает Леона Коэлла: тот стоит в столовой их временного пристанища, опираясь о стол. на столе расположен блестящий натюрморт - бокал, чашка, устрицы, лимон, сахарница... По сути дела, все служит в этой картине исключительно поводом для натюрморта: слева от стола видишь даже каску и оружие - предметы, для жанровой сцены достаточно неожиданные, коль скоро ее создавал бы художник-реалист. Но какого дьявола! Разве Мане мог бы быть художником-реалистом? Реальность живописи - вот что представляется для него единственно важным: Дюре мог убедиться в этом по мере того, как к его портрету делались все новые и новые добавления - реалист посчитал бы их излишними, а скорее всего просто никогда бы о нем не подумал.
Этот "Завтрак" Мане
...
Читать дальше »
|
Завтрак на траве. 1863. Холст, масло. 214х270 см. Музей Д'Орсэ. Париж.
"В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура - что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Не заняться ли ему какой-нибудь "махиной", "махиной" в расчете на медаль - ведь она может сделать его живописцем "вне конкуреса", иными словами, даст возможность подняться до уровня той художественной иерархии, где ты уже независим от мнений жюри, где волен экспонировать то, что нравится? Но какое "nu" написать - "nu" вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое?
Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне. "Nu"? Ладно, я им покажу, как это делается! - восклицае
...
Читать дальше »
|
"Мальчик с вишнями". 1858 г.
"... У Мане создается впечатление, что оставаясь в мастерской Кутюра он топчется на одном месте. Вот уже шесть лет как он трудится в его ателье. Он приобрел здесь мастерство, ремесленную основу живописного искусства. Не так уж и мало. Эдуард был бы несправедлив, если бы не отвечал Кутюру признательностью. Но он должен двигаться дальше. В 1856 году на Пасху Мане покидает ателье. Теперь он будет работать самостоятельно.
У Мане теплые отношения с графом Альбером де Баллеруа - этот юноша на три с половиной года моложе его самого, богатый аристократ, франт с моноклем в глазу. Баллеруа увлекается живописью и пишет маслом сцены псовой охоты. Его работы уже дважды были отмечены в Салоне. Он предлагает Мане разделить мастерскую, которую снимает неподалеку от церкви Мадлен, на улице Лавуазье. Предложение принято.
Мастерская - помещение на первом этаже - особой роскошью не блещет. Пятнадцатилетний мальчишка по имени Александр кое-как прибирает помещение, моет кисти и палитру. Мане этого вполне достаточно. В первую очередь необходимо выяснить, чего же он хочет. Его одолевают сомнения. Терзает беспокойство. Он то впадает в возбужденно
...
Читать дальше »
|
"Ночное кафе". 1888 г. Холст, масло. 70х89 см. Художественная галерея Йельского университета.
Хотя большинство картин, написанных Ван Гогом в Арле, представляют собой яркие, залитые солнцем пейзажи, ночь всегда обладала волшебным влиянием на художника, и он сам сказал однажды, что "ночь живее и красочнее, чем день". Он намеренно использует в этой картине интенсивные, ядовитые цвета, и здесь мы видим один из самых впечатляющих интерьеров, написанных Ван Гогом. Будучи сильно пьющим человеком, он прекрасно знал ночную жизнь и объяснил в письме к своему брату Тео, что означала эта картина для него самого: "В "Ночном кафе" я попытался изобразить место, где человек губит самого себя, сходит с ума или становится преступником. Я хотел выразить пагубную страсть, движущую людьми, с помощью красного и зеленого цвета". Эти цвета выглядят неестественными, однако помогают передать "некоторые состояния, свойственные страстным натурам". Письма Ван Гога полны комментариев к его картинам, и это показывает, насколько глубоко задумывался художник над своими работами.
Значение цвета 1. Потолок, бильярдный стол и неко
...
Читать дальше »
|
"Едоки картофеля". 1885 Холст, масло. 81,5х114,5 см. Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.
...Винсент был в Нюэнене совсем один; вместо общения с людьми ему оставалось только общение с природой. Он начал с того, что безуспешно старался ее копировать, и все выходило из рук вон плохо; кончил он спокойно обдуманным творчеством, уже исходя из собственной палитры, и природа тогда подчинилась ему, стала послушной.
Винсент считал, что "Анжелюс" Милле - божественная картина, не сравнимая ни с каким другим созданием человеческих рук. Простая крестьянская жизнь была в его глазах той единственной реальностью, которая не обманет и пребудет вечно. Он хотел писать эту жизнь, писать с натуры, в широких полях. Да, ему придется мириться и с мухами, и с песком, и с пылью, портить и царапать свои полотна, часами блуждая по пустошам и перелезая через изгороди. Зато, приходя домой, он будет знать, что он только что смотрел в лицо самой жизни и ему удалось уловить хотя бы отзвук ее изначальной простоты. Если его деревенские полотна будут попахивать ветчиной, дымком, паром, поднимающимся от вареной картошки, - что ж, ведь это здоровый запах.
Винсент принялся за р
...
Читать дальше »
|
"Завтрак на траве". 1866 г.
Холст, масло. 130х181 см. ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва. "Летом в 1865 году, оставшись в Шайи на пять месяцев (в результате несчастного случая, повлекшего за собой перелом ноги), Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному - 6х4,6 м - полотну, по размерам, равному "Мастерской" Курбе, которое он назвал "Завтрак на траве" - в знак уважения к Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу - в тени деревьев и на поляне. Это смелое начинание, предпрнятое 25-летним юношей, заинтересовало всех, и Курбе, в то время живший в Марлотт, навестил Моне в Шайи, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена: то ли духу не хватило, то ли Моне осознал, что еще не созрел для осуществления своего замысла, но он прекратил работу и более к этой картине не возвращался.
...
Читать дальше »
| |